Время новостей
     N°71, 24 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2008
Экспресс-освобождение
Еще двое обвиняемых в подрыве пассажирского поезда вышли на свободу
Эпопея с расследованием дела о подрыве в августе прошлого года в Новгородской области скоростного пассажирского поезда «Невский экспресс» принимает все более скандальный оборот. Вчера стало известно, что на днях из-под ареста были отпущены жители Ингушетии Амерхан Хидриев и Саланбек Дзахкиев, против которых в конце прошлого года были выдвинуты обвинения в причастности к этому теракту.

Основанием для их освобождения послужило истечение шестимесячного срока содержания под стражей, о продлении которого представители Следственного комитета при прокуратуре (СКП) даже не стали ходатайствовать перед судом. В результате теперь у следствия в наличии (под арестом) остался лишь один обвиняемый -- старший брат Амерхана Хидриева, Макашарип. Срок его ареста суд по просьбе СКП продлил. Впрочем, и при этом история с расследованием дела выглядит весьма странно.

Амерхан Хидриев и Саланбек Дзахкиев стали уже не первыми фигурантами этого дела, которых следствие вынуждено отпускать. До этого из СИЗО были освобождены жители Петербурга Андрей Каленов и Денис Зеленюк, которых также изначально «обоснованно подозревали» в подрыве поезда. Тогда же обвинения были сняты и с уроженца Чечни, проживающего в Новгородской области, Хасана Дидигова.

Такая чехарда с подозреваемыми может свидетельствовать лишь о том, что пока у следствия так и не появилось достаточно внятной версии о том, кто же именно мог совершить подрыв «Невского экспресса». Причем ситуация эта идет вразрез с уверенными заявлениями высоких чинов о том, что следствие продвигается и в деле уже почти все ясно.

Скоростной поезд №166 «Невский экспресс», на котором из Москвы в Санкт-Петербург следовали 231 пассажир и 20 членов поездной бригады, был подорван вечером 13 августа 2007 года на перегоне Окуловка -- Малая Вишера Октябрьской железной дороги. Как позже установила экспертиза, на путях была заложена самодельная бомба мощностью около 2 кг тротила. Место минирования -- за 30 метров до моста через реку -- террористы, судя по всему, выбрали специально, чтобы вызвать наиболее тяжелые последствия. Однако именно большая скорость -- 150--200 км/ч, с которой большую часть пути проходит «Невский экспресс», и помогла избежать трагедии. По инерции, уже сойдя с рельсов, состав просто пролетел над рекой, и только уже потом часть вагонов перевернулась. В результате обошлось без жертв, травмы получили 62 человека.

Версии о том, кто мог устроить теракт, выдвигались самые разные. Предполагалось, что это могли быть и сепаратисты, и мародеры, и местные бандиты. Но уже 16 августа в Маловишерское СИЗО (Новгородская область) были доставлены первые подозреваемые -- жители Петербурга Каленов и Зеленюк. Одновременно был задержан и «местный» чеченец Дидигов. Опрашивая жителей ближних деревень, сыщики якобы нашли свидетелей, которые описали двух кавказцев. Наиболее подозрительным им, видимо, и показался Дидигов. Ранее молодой человек попадал в поле зрения милиционеров за участие в драке. 21 августа по решению суда он был арестован. Следствие тогда даже выстроило логическую цепочку. Якобы Каленов, увлекающийся историей войны и раскопками на местах боев, мог достать взрывчатку времен ВОВ и передать ее Дидигову, который в свою очередь смастерил бомбу для подрыва поезда.

Сами же задержанные и их адвокаты утверждали, что к подрыву поезда никакого отношения не имели, а схвачены они были просто как первые попавшиеся под руку. Каленов и Зеленюк, например, заявляли, что 13 августа провели в Петербурге. А задержали их на железнодорожной станции в Малой Вишере, когда они пересаживались на электричку, направляясь на съезд анархистов. Эти данные подтвердились, и через месяц обвинения со всех троих были сняты. Правда, Дидигов на свободу так и не вышел, поскольку его сразу арестовали по делу о драке и грабеже трехлетней давности, за что он уже недавно получил шесть лет колонии.

Скоро, однако, следствие нашло новых подозреваемых. Братьев Хидриевых -- 39-летнего Макашарипа и 30-летнего Амерхана -- задержали 23 октября в их родном ингушском селе Экажево. В декабре был задержан и Саланбек Дзахкиев.

После заявлений руководителей силовых структур о раскрытии «дела Невского экспресса» и последующего фактического провала следствия пребывание ингушей в СИЗО было окружено строжайшей тайной. Дошло до того, что адвоката братьев Хидриевых Мурата Юнусова пытались «выдавить» из дела. Родственники же задержанных утверждали, что в СИЗО на них оказывается физическое воздействие.

25 марта в Москве на пресс-конференции глава СКП Александр Бастрыкин сообщил: «В ходе следствия мы вышли на троих уроженцев Кавказа, которые были соучастниками подрыва. У нас есть проблемы с исполнителем -- тем, кто непосредственно взрывал. Если процесс поиска этого человека затянется, мы выделим уголовное дело в отношении троих обвиняемых в отдельное производство и направим в суд. Если же удастся задержать исполнителя, а мы знаем, где он находится, мы направим в суд дело в отношении всех четверых».

Теперь получается, что если исполнитель теракта следователям и известен, то его дело и выделять особо не из чего. Как оказалось, еще в понедельник Амерхан Хидриев и Саланбек Дзахкиев, по словам их адвоката, вышли из СИЗО. Под арестом остался Макашарип Хидриев, но претензии к нему у следствия, насколько известно, тоже весьма непрочные. По неофициальным данным, внимание спецслужб он привлек лишь тем, что в августе 2007 года ездил в Москву и неизвестно как вернулся домой. Сам же Макашарип, по словам его адвоката, говорит, что подрабатывал перегонкой машин из Москвы в Ингушетию, и потому следствие не нашло его обратного билета.

В СКП вчера от комментариев воздержались.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ