|
|
N°36, 01 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощайте, песета, эскудо, марка...
28 февраля в 23 часа по среднеевропейскому времени 304 миллиона жителей 12 стран еврозоны (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция) сказали последнее «прощай» национальным валютам -- марки, песеты, франки, гульдены, шиллинги, лиры, фунты, драхмы, эскудо исчезли из обихода навсегда.
Первыми в Европе, еще в конце января, отказались от национальной валюты, существовавшей 700 лет, прогрессивные Нидерланды. (Эта страна привыкла к лидерству во всем: гомосексуальные браки, разрешенное использование наркотиков...) 9 февраля с фунтом простилась Ирландия: банкноты изрезали, измельчили в порошок и спрессовали в брикеты. Первоначально эти брикеты, по 20 тысяч фунтов в каждом, раздавались беднякам как топливо (при сжигании ирландских фунтов, видимо, в атмосферу не выбрасываются канцерогенные вещества), потом стали вывозить на свалки. Сохранившиеся реликвии выставлены в музее в Дублине. 17 февраля скромной церемонией -- сыр и шампанское в Елисейском дворце -- простилась с 650-летним франком Франция. Но энтузиасты-патриоты собираются воздвигнуть в местечке с подходящим названием Франкевиль гигантский конус, с которого свешивается франк. Бизнесмены планируют производить из банкнот праздничные конфетти.
Без шума простилась с маркой, символом послевоенного возрождения, Германия. К традиционным, спрессованным из банкнот брикетам добавилась смелая инициатива -- гнать из бумажной массы спирт. В Италии итальянцы бросали лиры в фонтан Треви в надежде, что лира однажды вернется. Испанский налет меланхолии -- adios 133-летняя песета! -- в Мадриде разбавили мероприятия, организованные Королевским монетным двором под девизом «С улицы -- в музей»: актеры, акробаты, жонглеры, музыканты, клоуны и ротозеи устроили шумное шествие на улицах города, с вечера в ресторанах подавали меню с подготовленным по случаю вином (специальные этикетки на бутылках). Под всполохи фейерверков в Музей монетного двора через крышу были спущены восемь гигантских символических монет.
Настоящие песеты-банкноты -- это 1780 тонн сложной по составу бумаги -- будут измельчены, спрессованы в цилиндры и, возможно, использованы в строительстве или захоронены на специальных свалках: в отличие от ирландских фунтов испанские песеты, как, впрочем, и большинство валют мира, нельзя сжигать из-за опасного загрязнения воздуха. Уже ясно, что будут делать с песетами-монетами (6500 млн штук, 32 000 тонн металла): их разрубят, переплавят и из монет достоинством в одну песету изготовят банки для пива, из монет в 10, 50 и 200 песет -- трубы охлаждения, а из монет в 5, 25, 100 и 500 песет -- гребные винты для плавсредств. Формы, прессы, оборудование монетного двора поступят в музей. В Португалии металлы, полученные из переплавки эскудо, могут быть направлены для чеканки национальных монет в странах Африки.
Так что, оказавшись однажды в анонимной европейской стране и смахнув с плеча невесомый конфетти, вспомни, российский турист, гордый галльский франк, постучав по донышку пустой пивной банки -- звон страстных испанских песет, почувствовав запах шнапса в бокале у соседа -- могучую германскую марку. Прощай, старый мир!
Андрей ЗЛОБИН