Сегодня
США и КНДР завершают двусторонние консультации в Пхеньяне. Обсуждение посвящено содержанию перечня ядерных программ, материалов и объектов, которые обязалась представить Северная Корея в соответствии с соглашениями в рамках шестисторонних переговоров.
Принципиальная договоренность о новых американо-северокорейских контактах была достигнута в начале апреля на встрече в Сингапуре заместителей глав внешнеполитических ведомств двух стран -- Кристофера Хилла и Ким Ге Гвана. Тогда американская сторона согласилась снизить планку требований к КНДР по объему предоставляемых сведений о ядерной деятельности с тем, чтобы вывести ситуацию из тупика.
Шестисторонний диалог в Пекине (в нем участвуют Северная и Южная Корея, США, Китай, Россия и Япония) застопорился с конца 2007 года главным образом из-за разногласий между Вашингтоном и Пхеньяном. Северокорейцы не торопились раскрывать свои ядерные программы, настаивая, что этому должно предшествовать исключение КНДР из американских списков государств -- спонсоров международного терроризма и вывод ее из-под действия закона о торговле с "враждебными государствами". В Вашингтоне добивались от Северной Кореи признаний в осуществлении секретных разработок по обогащению урана и сотрудничестве с Сирией в военно-ядерной области, а также предоставления полного отчета по этим вопросам, требования к содержанию которого были расширены в конце прошлого года.
Достигнутый в начале апреля компромисс сводился к тому, что американская сторона пообещала ускорить шаги по выводу КНДР из своих черных списков, а корейская -- незамедлительно подготовить ядерную декларацию, в которой будут фигурировать данные только по плутониевому циклу. Спорные темы северокорейской «урановой программы» и «сотрудничества» с Дамаском стороны договорились временно отодвинуть на задний план.
Северокорейцы категорически отказываются включать в декларацию сведения о своих ядерных боезарядах, мотивируя это нежеланием раскрывать оборонный потенциал страны в условиях сохраняющейся возможности агрессии со стороны США и их союзников. Другой принципиально важный момент -- войдет ли в этот перечень детализированная информация об объеме плутония, наработанного за весь предшествующий период, и о его дальнейшем использовании, подкрепленная соответствующей документацией. По мнению экспертов, если такие сведения будут представлены (а корейцы против этого вроде бы не возражают), то нетрудно будет определить не только количество, но и качественное состояние ядерных боеприпасов, если, конечно, таковые в КНДР вообще имеются.
Еще один крупный "подводный камень" -- проблема проверки данных по ядерным программам, которые будут рано или поздно представлены Северной Кореей. Осуществление полномасштабных и скрупулезных проверок для США является вопросом принципа, где уступок или послаблений быть не может. Госсекретарь США Кондолиза Райс не преминула заметить, что проведение инспекций куда важнее, чем получение декларации как таковой.
Для проведения инспекций США собираются предложить создать рабочий орган в составе пяти из шести участников пекинских переговоров (все, кроме КНДР). Но даже если партнеры согласятся на это, создать эффективный инструмент верификации ядерных программ будет нелегко. Вопрос возникает и с тем, как обеспечить полноценные широкоохватные проверки в такой закрытой стране, как КНДР. Ведь там даже представители международных гуманитарных организаций, распределяющих продовольственную помощь для нуждающегося населения, не всегда в состоянии получить свободный доступ в большинство районов, охваченных голодом.
Вашингтон упорно стремится добиться необратимых сдвигов в решении ядерной проблемы на Корейском полуострове в срок, остающийся до истечения полномочий Джорджа Буша. Отсюда и беспрецедентная терпеливость в общении с северокорейцами, и смелые шаги в поисках компромисса с Пхеньяном, на которые раньше госдеп решиться не мог. Большинство аналитиков полагают, что если до конца лета политические решения по ключевым вопросам не будут найдены, то переговорный процесс придется приостановить ввиду начала предвыборной президентской избирательной кампании. Тогда корейское ядерное досье достанется в наследство новому главе Белого Дома.
Однако гибкая линия госдепа в отношении КНДР наталкивается на противодействие со стороны «ястребов» в американском политическом истеблишменте, которые выступают против любых поблажек Пхеньяну. Свидетельством тому стала просочившаяся в СМИ информация о демонстративной организации на этой неделе слушаний в конгрессе США с привлечением разведсообщества по одному из наиболее щекотливых вопросов в американо-северокорейской повестке дня -- так называемому сотрудничеству между Пхеньяном и Сирией в ядерной области.
Необходимость поиска разумной развязки ощущают и в Пхеньяне. Коль скоро сейчас северокорейцы не воспользуются открывшейся возможностью, чтобы на относительно достойных условиях серьезно продвинуться в ядерном урегулировании и тем самым укрепить свои международные позиции, то вскоре им придется остаться в одиночестве с целым ворохом неразрешимых проблем. На данном этапе главная из них -- предотвращение голода из-за тяжелого положения в сельском хозяйстве, обострившегося из-за стихийных бедствий прошлого года и бесснежной зимы. Первоочередной задачей стало восполнение запасов продовольствия, дефицит которого в этом году может стать самым большим с 2001 года, превысив 1,6 млн тонн зерновых. В этой ситуации северокорейское руководство может рассчитывать только на помощь со стороны мирового сообщества, участие которого в корейских делах будет во многом определяться готовностью КНДР следовать по пути ядерного разоружения.