|
|
N°36, 01 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дан приказ ему на запад
Российская армия готовится принять прибалтов в НАТО
Россия готовится к новым «боям» с НАТО. Сегодня в брюссельской штаб-квартире Североатлантического альянса делегация российских парламентариев планирует провести «политическую артподготовку». По словам председателя думского комитета по обороне Андрея Николаева, в ходе заседания двусторонней группы по мониторингу, действующей в рамках парламентской ассамблеи НАТО, россияне в очередной раз изложат западным коллегам «свое негативное отношение к политике расширения военно-политических блоков». Чтобы мнение московской делегации прозвучало как можно более убедительно, «тыловую поддержку» мирных инициатив Москвы взяла на себя российская армия. Как сообщил официальный представитель главного штаба ВВС, в западном регионе проходит командно-штабная тренировка, в ходе которой «планируется отработать вопросы создания в кратчайшие сроки группировок авиации и их применение при отражении воздушного нападения противника на Россию и ее союзников». Через пару дней к тренировкам боевой авиации подключатся сухопутные войска и флот: с 3 по 6 марта министр обороны Сергей Иванов будет лично проверять их боеготовность на северо-западном направлении. Москва явно готовится встретить неизбежное во всеоружии: поскольку запланированное на осень нынешнего года расширение НАТО так и не удалось предотвратить, армия по-своему пытается минимизировать его последствия для безопасности страны.
Очередной «призыв новобранцев» в НАТО должен состояться на ноябрьском саммите Альянса в Праге. В числе девяти стран, претендующих на вступление в организацию (Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения и Эстония), наибольшие шансы имеют сейчас три прибалтийские республики. Именно они и вызывают сильнейшую обеспокоенность Москвы. Тем не менее до сих пор к возражениям Кремля на Западе прислушиваться категорически не хотели: как неоднократно подчеркивал генсек Альянса Джордж Робертсон, «России или любому другому государству не удастся воспрепятствовать расширению НАТО на восток». Чтобы избежать неприятных последствий этого расширения, Москва могла использовать два пути: политический -- договариваться с Брюсселем о принципиально новом уровне сотрудничества в формате «двадцатки» и военный -- восстанавливать боеготовность группировки на западном и северо-западном направлении. Сколь-либо серьезных подвижек на политическом пути в последние месяцы не наблюдается, переговоры буксуют. В итоге армия вынуждена была добавить в число приоритетов обеспечения национальной безопасности (в последние годы в этой роли фигурировали главным образом Кавказ и Центральная Азия) еще и северо-западное направление.
Российское военное руководство признает, что обеспечить прибалтийским «новобранцам» НАТО «достойную встречу» будет весьма непросто. В постсоветский период Москва наиболее последовательно сокращала свои войска именно в северо-западном регионе. По данным Минобороны, только в последние годы здесь были расформированы две общевойсковые армии, шесть дивизий, один армейский корпус, восемь бригад и одна эскадра. Численность военнослужащих Ленинградского военного округа и Калининградского особого оборонительного района сократилась ровно наполовину, Балтийского флота -- на 30%, Северного -- на 20%. Предстоящее объединение российских и белорусских подразделений в единую региональную группировку войск лишь частично сможет компенсировать эти «потери». Тем не менее, по утверждению информированных источников газеты «Время новостей» в Минобороны, «руководство страны не ставит перед армией задач наращивания группировки мирного времени на западе и северо-западе». Зато в случае реальной угрозы новые «западные планы» российской армии подразумевают возможность резкого увеличения мощности группировки. Именно поэтому в ходе учений российские ВВС отрабатывают «межтеатровый маневр» (переброску боевых самолетов с других направлений), а сухопутные войска -- мобилизационное развертывание и реализацию принципов «территориальной обороны» (взаимодействие в ходе отражения агрессии подразделений армии и других силовых ведомств).
Юрий ГОЛОТЮК