|
|
N°36, 01 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за Норильск
Красноярск и Таймыр снова делят деньги
С 28 февраля по 4 апреля жители Норильского промышленного района должны будут ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что в городе Норильске, расположенном на территории Таймырского автономного округа, должно действовать исключительно законодательство Таймырского автономного округа, о чем должны быть внесены изменения в соответствующие правовые акты?» Решение провести опрос принял вчера Норильский городской совет. За тяжеловесной формулировкой скрывается простая и неновая мысль: горно-металлургическая компания «Норильский никель» должна платить налоги в бюджет Таймыра, а не Красноярского края.
Экономические противоречия между двумя регионами переросли в политический конфликт почти десять лет назад. В 1993 г. Таймырский автономный округ стал самостоятельным субъектом федерации с собственным бюджетом и органами власти, оставаясь одновременно неотъемлемой частью Красноярского края. Однако северяне и не претендуют на полную самостоятельность. Главная их цель -- вернуть свои земли: в прошлом Норильский промышленный район, а в настоящем -- единое муниципальное образование (ЕМО) «Город Норильск». На его территории «Норникель» -- один из крупнейших в мире производителей цветных металлов и главный налогоплательщик Красноярского края. В 2001 г. его платежи обеспечили 68% доходной части регионального бюджета.
Естественно, Красноярск не хочет отдавать курицу, несущую золотые яйца. До последнего времени Таймыр безнадежно проигрывал борьбу за Норильск, поскольку Москва неизменно поддерживала краевые власти. Максимум, чего удалось добиться северянам, -- частичные платежи во внебюджетные фонды и за пользование недрами.
Новый губернатор Таймыра Александр Хлопонин подошел к заветной цели ближе своих предшественников. Он воспользовался слабостью (красноярские депутаты называют это безграмотностью) экономического блока в команде Александра Лебедя, и 16 декабря прошлого года губернаторы подписали межбюджетное соглашение на беспрецедентно выгодных условиях для Таймыра. Более того, в одном из приложений к соглашению было зафиксировано, что недра Таймырского полуострова, включая территорию Норильского промышленного района, находятся в ведении окружной администрации.
Если бы это соглашение было ратифицировано законодательным собранием, Таймыру не надо было бы бороться за переподчинение Норильска -- полученных налогов северянам хватило бы с лихвой. Но красноярские депутаты отказались утвердить соглашение, а на днях спохватился и генерал. И отозвал свою подпись под этим хитрым приложением.
Теперь команда г-на Хлопонина решила пойти другим путем -- вернуть свои «исконные земли» через Конституционный суд. Красноярские политологи полагают, что именно для этого затеян опрос среди жителей Норильска. Очевидно, что большинство северян ответит на этот вопрос положительно -- за Полярным кругом красноярцев уже давно считают бедными родственниками с большими претензиями. Последнее же решение г-на Лебедя -- сократить бюджет Норильска почти в три раза и за счет этого выплатить зарплату в сельских районах («трудно должно быть всем одинаково», считает генерал) -- окончательно испортило отношения между севером и югом края.
Юридических последствий опрос иметь не будет, однако на судебном заседании он может стать одним из самых весомых аргументов.
Александр МАКАРОВ, Красноярск