|
|
N°70, 23 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Метры для мэтров
В Москве открылись новые выставочные залы
Сегодня большой проблемой российской столицы оказывается нехватка нормальных выставочных залов, удовлетворяющих потребности выставок, сделанных по последнему экспозиционному слову. К лучшему ситуация стала меняться совсем недавно. Удачно спроектирован и удобен для программ разного формата филиал Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Образцово-показательна новорожденная галерея Фолькера Диля на Смоленской набережной в помещении первой галереи советского минкульта. Вот еще один повод порадоваться: компания RIGroup, поддерживающая российских дизайнеров и архитекторов, ее президент Жанна Буллок совместно с Мультимедийным комплексом актуальных искусств и его директором Ольгой Свибловой открыли залы в самом популярном сегодня у москвичей пространстве «Винзавода».
Зала два: один для мэтров («Зал славы»). Другой для тех, кто не хочет от них отстать («Инкубатор»). Открывшиеся в рамках Фотобиеннале выставки в этих пространствах инсталлированы действительно на славу. В главном зале экспонируется сейчас выставка одного из самых почетных фоторепортеров мира, основателя французского фотоагентства SIPA PRESS Гексина Сипахиоглу. Турок по происхождению и гениальный авантюрист по призванию, господин Сипахиоглу сделал шедевральный фоторепортаж событий сорокалетней давности: студенческих волнений весны 1968 года в Париже. Эта весна молодых бунтарей стала точкой отсчета новой стратегии интеллектуальной критики общества потребления, которая актуальна до сих пор. Гексин Сипахиоглу фанат самых завершенных по емкости смыслов пластических мизансцен. Ради их фиксации он выжидал часами и не раз получал дубинками от раздраженных на неугомонного «охотника» спецназовцев. В новом зале работы фотографа выставлены просто отлично. В полумраке на белых стенах, подсвеченные строго направленным светом, они воспринимаются кадрами единой документальной хроники, связывающей пространство зала киномонтажным способом.
В уютном «Инкубаторе» сегодня можно посмотреть точные по эмоциональному контакту фото и видеоработы молодой талантливой Натальи Павловской на тему прозаических, но таинственных будней мало изменившейся с довоенной поры подвальной типографии «Вымпел». Трофейные довоенные печатные аппараты, обшарпанные стены, артефакты тоталитарного времени. Чудится, что это не документация реальности, а новая ее мистификация в тотальной инсталляции Кабакова. Время в этой типографии попало за пазуху истории. И фотографу удалось передать абсолютно личный, не вербализуемый, бередящий душу контакт с фактурой иных, не здешних ячеек бытия.
Официальное, второе открытие залов RIGroup и Мультимедийного комплекса планируется на 15 мая. Характерно, что в «Зале славы» снова будем ждать остросоциальный проект звезды американского искусства Барбары Крюгер, знаменитой своими коллажами, видеоработами, репрезентирующих власть масс-медиа и рекламы (достаточно вспомнить ее хрестоматийную шелкографию 1987 года с текстом «Я покупаю -- следовательно, я существую»). А в «Инкубатор» пригласили нашего 26-летнего Илью Трушевского с работой без острой социальной критики, но с интрасубъективным переживанием замысловатой археологии урбанистических пространства и времени.
Сергей ХАЧАТУРОВ