Время новостей
     N°70, 23 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2008
Нашла труба на турбину
Обнародованы официальные причины неудачного запуска «Протона-М»
В расследовании обстоятельств признанного неудачным мартовского запуска ракетоносителя «Протон-М» с американским спутником связи АМС-14 поставлена точка. Вчера на сайте Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева (ГКНПЦ), производящего ракетоносители, появились официальные выводы межведомственной комиссии, изучавшей инцидент. Эксперты утверждают, что дело -- в трубе. «Причиной преждевременного прекращения работы маршевого двигателя разгонного блока «Бриз-М» является вскрытие трубопровода подачи генераторного газа на турбину турбонасосного агрегата при втором включении», -- написали они в своем заключении.

Как известно, стартовавший с Байконура 15 марта «Протон-М» не достиг нужной траектории для вывода спутника связи. Первые десять минут полет проходил нормально: головная часть с разгонным блоком и АМС-14 отделилась от третьей ступени и продолжила полет по суборбитальной траектории. Однако маршевый двигатель разгонного блока выключился раньше запланированного, и в итоге спутник вместо расчетных 36 тыс. км оказался лишь на высоте 28 тыс. км. При этом, правда, он остался полностью управляемым. Но в американской корпорации SES AMERICOM, являющейся заказчиком запуска, предпочли признать аппарат утраченным: по словам экспертов, на такой высоте передатчик был не в состоянии покрывать телесигналом нужные области США.

Для выяснения причин нештатной ситуации с «Протоном» была создана специальная межведомственная комиссия. Свою работу она закончила еще 10 апреля, получив утвердительное заключение у руководителя «Роскосмоса» Анатолия Перминова и командующего космическими войсками Владимира Поповкина.

Точную причину неполадок с трубопроводом, приведших к нарушению работы двигателя, комиссии установить так и не удалось. Однако наиболее вероятной называется «прочностное разрушение, обусловленное неблагоприятным сочетанием эрозии стенки, высокой температуры в газогенераторе и длительным воздействием низкочастотных пульсаций в газовом тракте». При этом в ГКНПЦ обещают, что учтут результаты проведенных исследований и сделают соответствующие доработки в разгонном блоке «Бриз-М».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ