Президенты Казахстана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов знают друг друга очень и очень хорошо, с советских времен. Оба они ветераны Политбюро ЦК КПСС. Они единственные, кто сохранил с тех пор в своих руках власть в возглавляемых ими уже без малого два десятка лет республиках. Поэтому двухдневный официальный визит в Астану президента Узбекистана начался вчера без разминки со встречи в узком составе.
Слова, сказанные перед беседой в рамках протокола, подтвердили давно известное. Отношения между двумя государствами и их президентами, до недавнего времени слывшими яростными конкурентами за право называться центральноазиатскими «тиграми», далеки от того уровня связей, который в регионе принято называть «братскими». Во всяком случае подобных определений вчера во время рандеву Назарбаева и Каримова не звучало --
в отличие от состоявшейся на прошлой неделе в Астане встречи президентов Казахстана и Киргизии.
Ислам Каримов был настроен подчеркнуто деловито: «Есть много вопросов, по которым Казахстан и Узбекистан испытывают потребность друг в друге. В этой связи есть необходимость встретиться еще раз в этой непростой ситуации, которая складывается в нашем регионе, определиться по нашим приоритетам, задачам как двухстороннего, так и многостороннего характера».
Нурсултан Назарбаев тему «непростой ситуации в регионе» не поддержал. Да и трудно сказать, была ли она когда-нибудь «простой». Президент Казахстана лаконично лишь заметил в ответ, что «торговля между нашими странами после моего последнего визита увеличилась в два раза (1,4 млрд. долларов в 2007 году. --
Ред.), и это нас радует».
И только после встречи лидеров один на один, когда они вышли к прессе, стало очевидно, что почти каждый обсуждавшийся вопрос выглядел чуть ли не моментом истины в отношениях Ташкента и Астаны. К примеру, Каримов нанес весьма болезненный удар по амбициям Назарбаева в качестве главного интегратора если не всего постсоветского пространства, то хотя бы его центральноазиатской части. Президент Узбекистана в присущей ему категорической манере назвал «неприемлемой» для своей страны идею хозяина встречи о создании союза центральноазиатских государств (Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) -- дескать, «мы уже это проходили» и «хочу заявить об этом раз и навсегда, чтобы не было никаких спекуляций по этому поводу». Для создания союза, считает Каримов, потенциал стран -- членов союза «должен быть как-то сравним». Во-вторых, продолжал он, «политика и направления, которыми занимаются лидеры государств, должны быть сравнимы, но не разноречивы, особенно если дело касается реформы и видения перспектив своего развития». Кого из лидеров стран-соседей имел в виду узбекский президент, можно только догадываться. Что касается поддержки со стороны Киргизии идеи создания регионального союза, то Каримов предоставил Бишкеку карт-бланш на этом пути, заметив, что это «стремление абсолютно свободное, участие третьих стран не обязательно».
Назарбаев в полемику ввязываться не стал и, соблюдая правила гостеприимства, согласился: «Конечно, никто не предполагал, что центральноазиатский союз возникнет в один день». Он миролюбиво добавил: «Фактически это сотрудничество идет, люди общаются, бизнес развивается».
Однако в свою очередь Назарбаев доложил об еще одном расхождении -- в решении водно-энергетических проблем между странами региона. «Насчет создания консорциума по воде у нас пока ничего не получается, потому что у нас есть разные мнения, и сложно договориться, когда одни хотят получать от воды гидроэнергию и продавать ее как товар, а мы хотим, чтобы эта вода попадала для полевых целей. Эти интересы надо сближать, и над этим мы все должны работать», -- отметил президент Казахстана. Речь идет о противоречиях между Киргизией и Таджикистаном, желающих «продавать гидроэнергию как товар», с одной стороны, и Казахстаном и Узбекистаном в качестве потребителей воды и потенциальных покупателей -- с другой.
Вчерашняя новость, пришедшая из Таджикистана по каналам агентства «Регнум», стала подтверждением этого водно-энергетического «клинча». В ходе регионального семинара по гидроэнергетике, состоявшегося 22 апреля в Душанбе при содействии ОБСЕ, замминистра энергетики и промышленности Таджикистана Пулод Мухиддинов заявил: «Таджикистан не будет ждать согласия своих соседей, в частности Узбекистана, в вопросах строительства гидроэлектростанций, особенно Рогунской, на своей территории». Видимо, предвосхищая подобные настроения в Душанбе, представители Узбекистана не прибыли на этот семинар. Нурсултану Назарбаеву в этой ситуации оставалось только уповать на добрую волю соседей, заявив: «Мы хотим, чтобы согласовывали эти проблемы согласно международному праву». Пожалуй, вопрос «водного перемирия» в регионе выглядел единственным, по которому точки зрения Астаны и Ташкента выглядят, по выражению Каримова, «неразноречивыми».
Кроме того, из его уст вчера неожиданно выяснилось, что «Узбекистан по рейтингу, который сегодня нам дается на международном уровне, находится в лучшем положении, чем Казахстан, по ведению бизнеса». Оказалось, что «малый бизнес в Узбекистане сегодня определяется в размере 49% от валового продукта». А потом высокий гость из Ташкента и вовсе всех сразил наповал: «Тех преференций, которые созданы в Узбекистане, практически нет ни в одной стране на постсоветском пространстве». Нурсултан Назарбаев пропустил это замечание мимо ушей -- он и не такое слышал...