Стремление Украины и Грузии в Североатлантический альянс стало серьезным раздражителем в их отношениях с Россией, превратившись в трудную проблему на пути развития сотрудничества между Россией и Западом. В Германии этими вопросами занимается влиятельный Фонд науки и политики -- независимый исследовательский центр, разрабатывающий политическую стратегию для федерального правительства. Один из его ведущих экспертов, Франк КУПФЕРШМИДТ, рассказал «Времени новостей» о своем видении взаимоотношений НАТО и России, а также роли альянса на постсоветском пространстве. В прошлом наш собеседник занимал должность руководителя штаба в Федеральной академии политики безопасности, возглавлял отдел НАТО в министерстве обороны Германии.-- Чем вызвана столь высокая активность восточноевропейских государств у дверей НАТО?-- Мне хотелось бы ответить словами бывшего канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которые президент России Владимир Путин использовал в своем выступлении на
пресс-конференции в Бухаресте после заседания Совета Россия--НАТО: «Важны не намерения, а потенциал». Именно потенциал альянса важен сегодня для некоторых бывших советских республик, которые пока не обрели должного доверия к России. Для них членство в НАТО служит важнейшим фактором безопасности и стабильности. Кроме того, НАТО для восточноевропейцев -- это своеобразный клуб, входя в который они прочно интегрируются в западное сообщество. В НАТО эти государства становятся равноправными и более весомыми участниками принятия международных политических и военных решений. Демократические ценности и свободы, на которых строится западное общество, и в частности НАТО, встречают больше симпатий -- в том числе и у молодого поколения, -- чем та модель политического устройства, которая формируется в современной России.
-- Для небогатых стран, таких, как Украина или Грузия, существуют, видимо, еще и материальные стимулы вхождения в альянс?-- Некоторые материальные льготы, разумеется, существуют -- в особенности на подготовительной стадии вступления в НАТО. Странам-претендентам оказывают содействие в проведении кардинальных реформ, в том числе в армии. Большое внимание уделяется подготовке личного состава, достижению стандартов, действующих в НАТО. Но не следует полагать, будто на страны-новички проливается некий трансатлантический «золотой дождь» в виде полного обновления их военной техники за счет НАТО. Денег для этого у альянса нет. Поддержка странам-претендентам выражается в первую очередь в реформировании их военных структур. Не последнюю роль здесь играет формирование общественного демократического контроля над армией.
-- Почему президент США Джордж Буш взял на себя роль активного проводника Украины и Грузии в североатлантические структуры? Неужели его не смутил вполне прогнозируемый провал попытки присоединения Киева и Тбилиси к Плану действий по членству в НАТО на саммите в Бухаресте в начале апреля?-- Джордж Буш борется ныне за сохранение своего политического наследия, в котором важное место занимают перспективы демократизации стран, прежде управлявшихся авторитарными методами. Это касается и государств, образовавшихся в результате распада Советского Союза. Ему хотелось бы довести до конца реализацию этих концепций.
-- И ради этого президент Буш посчитал возможным даже поступиться своим имиджем?-- Так утверждать вряд ли справедливо. В Бухаресте во многом благодаря стараниям США для Украины и Грузии открылась реальная долгосрочная перспектива присоединения к НАТО. Происшедшее мы рассматриваем в контексте типичного компромисса по принципу -- «не теперь, но позже».
-- Что побудило канцлера Германии Ангелу Меркель и президента Франции Николя Саркози занять антиамериканскую позицию?-- Это вовсе не антиамериканская позиция и не позиция, направленная против интересов Украины и Грузии. Эти мнения были сформированы исходя из понимания того, что сегодня
обе эти страны по разным параметрам не соответствуют требованиям, предъявляемым для начала процедуры вступления в НАТО. В 1995 году в альянсе были приняты твердые критерии на этот счет.
На Украине пока лишь 30% населения поддерживают перспективу вхождения страны в НАТО. Вряд ли было бы разумным давать почву для упреков, будто Запад тянет Украину в НАТО против ее воли. В Грузии до сих пор существуют внутренние конфликты на межнациональной почве, что также противоречит принятым в НАТО нормам. В случае с Грузией положение осложняется тем, что в разрешение нынешних конфликтов свой вклад должна внести и Россия. На фоне этого представляется невероятным, чтобы Кремль пошел на это ради того, чтобы расчистить Грузии путь в НАТО. Сегодня трудно предсказать дальнейшее развитие российско-грузинских отношений, перспективы разрешения конфликтов с Абхазией и Южной Осетией. Нынешние жесткие меры, предпринятые президентом Путиным против Грузии, могут еще больше накалить обстановку в этом регионе.
-- Иными словами, дорога Грузии в НАТО ведет через Кремль?-- Во всяком случае, это -- важный аргумент, который нельзя сбрасывать со счетов. В противном случае мы бы оказались перед перспективой противостояния с Россией, в чем мы, конечно же, не заинтересованы. Необходимо вести переговоры с новым президентом России. Убежден, что можно найти решение, которое в равной степени удовлетворило бы Грузию, Россию и Запад.
-- Что же нужно сделать, чтобы преодолеть нынешние разногласия в НАТО?-- Общая воля к компромиссу налицо -- все участники бухарестского саммита исходили из конечной перспективы вступления Украины и Грузии в НАТО. Нюансы в позициях отдельных стран будут сглаживаться в ходе взаимных консультаций. Отсутствие согласия ряда стран с позицией США ничего не изменило в базовых принципах трансатлантического единства. Подчеркну также необходимость учета позиции России. Не следует забывать, что Россия -- это не кто-нибудь, а партнер НАТО. Международная безопасность может существовать только совместно с Россией, а не против России.