США не могут самостоятельно справиться с ситуацией в воюющем Ираке. Госсекретарь Кондолиза Райс вчера обратилась с просьбой о помощи к иракским соседям, прежде всего к Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам и Кувейту. На международной конференции по проблемам Ирака, состоявшейся в Кувейте на уровне глав внешнеполитических ведомств, американцы призвали эти страны поскорее открыть в Багдаде дипломатические представительства и списать иракские долги.
Западные страны уже списали большую часть долгов, взятых Багдадом во времена правления Саддама Хусейна, свергнутого американцами
в результате военного вторжения 2003 года. Списание было проведено в соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках Парижского клуба. Инициаторами были США, призывавшие к облегчению долгового бремени Ирака еще в 2004 году на саммите «большой восьмерки» на американском острове Си-Айлэнд.
Россия выполнила эти соглашения в феврале этого года, простив Багдаду почти 13 млрд долл. долга за поставки вооружений еще в бытность существования СССР.
Арабские соседи Ирака по Персидскому заливу оказались менее сговорчивыми. Они помогали Саддаму Хусейну материально в ходе начавшейся в 1980 году восьмилетней войны с Ираном. Возможно, что богатые арабские монархии и простили бы Багдаду общую сумму долга почти в 50 млрд долл., если бы тот не отплатил черной неблагодарностью и не совершил в 1990 году агрессию против Кувейта.
К новым багдадским властям иракские соседи также относятся настороженно. Если Саддам Хусейн был мусульманином-суннитом, как и королевские династии Саудовской Аравии, Кувейта и Эмиратов, то рассказывавший вчера в Кувейте об «улучшении ситуации с безопасностью и демократическими преобразованиями в стране» иракский премьер Нури аль-Малики -- мусульманин-шиит, поддерживаемый шиитским Ираном. А ядерные амбиции персов и рост их регионального влияния сегодня очень беспокоят монархии Персидского залива. Кстати, сами они упорно называют этот залив «Арабским».
«Американцы создали в Ираке вакуум власти, который тут же заполнили иранцы, -- написано во вчерашней передовице ведущей кувейтской газеты «Кувейт таймс». -- Да и неужели Кондолиза Райс думает, что иракскую проблему можно решить списанием долгов или открытием новых посольств в небезопасном Багдаде? У иракцев есть деньги и есть нефть, пусть платят по своим долгам, тем более Кувейту». Американцы и иракцы вчера так и не получили от коллег внятных объяснений, что будет с остальными долгами. Вероятно, когда-нибудь их простят, но пока это остается предметом торга.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своем выступлении на конференции напомнил, что Москва, которая «с самого начала призывала к тому, чтобы сообща помогать дружественному Ираку», уже подписала с Багдадом соглашение об урегулировании долговой проблемы. По словам министра, россияне и иракцы сейчас создают рабочую группу для изучения возможностей экономического сотрудничества.
Сергей Лавров при этом обратил внимание на еще одну проблему: необходимость определения графика вывода иностранных войск, «которые многими иракцами рассматриваются как оккупационные». Конечно, немедленного вывода войск быть не может -- «для этого сейчас нет условий», объяснил российский министр, считающий, что «силовые структуры Ирака пока не готовы взять на себя всю полноту ответственности за обеспечение безопасности».
Но глава российской дипломатии дал понять, что в этот вопрос надо внести ясность, тем более что мандат Многонациональных сил на пребывание в Ираке, предоставленный резолюциями Совета Безопасности ООН, истекает в конце года. И хотя этот мандат уже не раз продлевался, именно в этом году американцы планируют заменить его на двустороннее соглашение с Ираком. Однако простая замена мандата Многонациональных сил на двустороннее соглашение о дальнейшем присутствии иностранных войск в Ираке «не внесет ясности» в вопрос о продолжительности такого присутствия. Потому-то и возникает вопрос о международной легитимности такого присутствия в случае истечения мандата ООН.
Перед возвращением в Москву, по данным «Времени новостей», российский министр иностранных дел был неожиданно вызван во дворец к эмиру Кувейта Сабаху аль-Ахмаду ас-Сабаху. Как объяснил нашей газете министр иностранных дел, вице-премьер и родственник эмира Мухаммад ас-Сабах, этот не значившийся в программе сюрприз был связан с намерениями «Его Величества эмира посетить до конца года Москву с официальным визитом».