|
|
N°69, 22 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В России создается образ мигранта-врага
Недавно мне пришлось наблюдать практическое воплощение постулата, известного любому журналисту: броский заголовок -- это гарантированный рост продаж. Проходя киоск, в витрине которого был выставлен не слишком продаваемый обычно журнал, я увидела, как его купили практически все, кто шел мимо, возникло даже легкое столпотворение. Любопытство заставило подойти и рассмотреть креативную обложку поближе. Ну да. Беспроигрышный заголовок. "Русским здесь не место".
Чтобы поднять тираж издания или посещаемость сайта, сегодня достаточно написать в названии статьи слово "русский", желательно в страдательном залоге. И вынести его на обложку или в начало главной страницы. Востребовано также перечисление бедствий, которые несут мигранты, ведь официальные сводки о преступности и миллиардных переводах из России обнародуются регулярно. Это очень облегчает жизнь редакторам новостных лент, которым остается только придумать название поужаснее.
Неважно, что преступления большей частью совершают свои, российские граждане, приехавшие в столицу в поисках наживы. Неважно, что "новые дворники" -- с азиатской внешностью, зато мало- или совсем непьющие, заработки свои тратят не на наркотики или оружие, а на то, чтобы помочь родным или поднять детей. И уж совсем незачем вспоминать, что те, кто всю зиму с пяти утра скалывали лед на московских улицах, свои деньги не украли, а заработали.
Образ мигранта, не желающего жить в России по российским правилам и отнимающего рабочие места у коренного населения, создавался не один год. Хотя какие они -- российские правила, большой вопрос. Во всяком случае, если и есть в Средней Азии -- одном из основных поставщиков гастарбайтеров -- брошенные старики и беспризорные дети, так только русские. И то если старик или старуха живут в окружении соседей-националов, чашку плова по праздникам им принесут. И в транспорте место уступят -- в отличие от Москвы. Но рейтинг статьи об этом будет невысоким, так зачем ее писать?
Сейчас на первые страницы попадают сообщения о конфликтах и убийствах на почве национальной розни, но подаются они порой так, что косвенно тоже могут способствовать продвижению идей расизма. В этом немалая доля ответственности журналистов. Игра в "подумайте, какой ужас" всегда привлекает читательский интерес. Но в неразвитых, неспособных самостоятельно мыслить или просто агрессивных натурах вызывает вполне предсказуемые реакции.
"Стоишь, чурка с глазами? Молчишь, сказать нечего? Или по-русски не понимаешь? Че приперся тогда к нам в Расею?" Это не нападение скинхедов. Это трое малолетних девиц, развалившись на сиденьях с бутылками пива, развлекаются в вагоне метро. Парни в рабочей одежде стоят молча, желваки играют под смуглой кожей. Нетрудно предположить, с каким отношением к русским они вернутся домой. И как это отразится на наших соотечественниках, живущих «там».
Да что журналисты! В стране только что прошли парламентские и президентские выборы. Для политиков это всегда возможность озвучить предполагаемые способы решения стоящих перед обществом проблем. Однако растущую со дня на день напряженность предпочли просто не замечать, сосредоточившись на лозунгах об инновационном будущем.
Маленькая частная деталь: даже в Москве, которая всегда была многонациональной, мы видели на предвыборных плакатах исключительно славянские лица. Это тоже упущенная возможность официально заявить, что Россия это не только русские. Что человек с нерусской внешностью может быть добропорядочным гражданином, который сам идет на выборы и призывает к этому других.
Наши издевки над политкорректностью американцев набили оскомину. Однако пресловутый тандем из голливудских боевиков -- двое полицейских, черный и белый, в свое время внес не киношный, а реальный вклад в искоренение расизма. Сегодня их уже трое -- вместе с китайцем или японцем, в полном соответствии с действительностью. Чем не интернациональное воспитание, которое так быстро забыли в России?
Допустив лавинообразный рост преступлений на почве расовой неприязни, государство не только подвергает смертельной опасности собственных граждан, чьи лица не соответствуют внешнему стандарту "русскости". Оно в очередной раз упускает исторический шанс упрочить свое положение, например, в той же Центральной Азии -- стратегически важном регионе с богатейшими залежами полезных ископаемых и населением около 40 млн человек.
Эти миллионы не просто народы, традиционно лояльные к России, несмотря на все события двух прошедших десятилетий. Это бывшие граждане одной страны, правопреемницей которой Россия и является. Их деды и прадеды воевали на фронтах Отечественной, принимали эшелоны с ранеными и делились с беженцами последней лепешкой. То, что творится по отношению к их потомкам сегодня, может служить продолжением известной фразы "У России всего два союзника -- армия и флот", потому что никто не умеет так наживать себе врагов, как Россия.
Медиадеятели любят рассуждать на тему, возможны ли у нас парижские погромы или повторение косовского сценария. Для этого берется калька с арабских мусульманских общин или взаимоотношений сербов и албанцев. Между тем тот, кто хоть раз побывал в среднеазиатских республиках, никогда не будет проводить такие аналогии.
Ислам, принесенный сюда в VII веке на саблях арабских завоевателей, пестр и неоднороден, так же как и население этих мест. Но всегда более умерен и менее ортодоксален, чем там, где он зародился -- в пустынях Аравии. Некоторые киргизские племена (номады) перешли в "новую" веру только в конце XVIII века. Да и у земледельцев -- узбеков и таджиков, предки которых стали мусульманами раньше других, система мировоззрения до сих пор содержит множество отголосков языческих верований, того же зороастризма.
Население региона озабочено не поиском религиозных истин или обращением неверных, а собственным процветанием -- и трудится для этого не покладая рук. Эта простая жизненная философия имеет глубокие исторические корни, в основе которых -- развитая с древнейших времен культура.
Именно в среднеазиатском регионе происходил так называемый "восточный ренессанс" -- расцвет науки и культуры в X--XIII веках, когда здешние астрономы, врачи и математики на несколько веков обогнали европейскую науку -- в том числе и в свободе мысли. Географическое положение на перекрестке караванных торговых путей также обусловило определенную широту взглядов, веротерпимость и прагматизм, в том числе и в религии. Здешние народы по сей день почитают местного суфийского святого XIV века, который проповедовал не уход в религию и отречение от мира, а деятельный труд на благо близких. "Дил ба ер даст ба кору" -- "Душа в Боге, руки в труде".
Ну и главный фактор. Полтора века эти земли были частью России, сначала царской, потом советской. Что-что, а учить и просвещать в Российской империи и СССР при всех их недостатках умели. А насаждение государственного атеизма в союзные времена вместе с изначально не слишком большим рвением к религии привело к формированию среди местного населения, особенно образованной его части, светских взглядов или очень умеренной религиозности.
Конечно, в 1990-е годы здесь, как и везде на постсоветском пространстве, было все -- и конфликты, и попытки исламизации государственной жизни. В том, что этого не произошло, большая заслуга лидеров центральноазиатских стран, которые с редким единодушием приняли законодательные и практические меры против разжигания национальной розни и клерикализации общества. Кстати говоря, даже во время главных мусульманских праздников вы не увидите на телеэкранах руководителей этих стран в антураже, подобном тому, что сопровождает наше высшее руководство, которое исправно стоит со свечками в храмах на Пасху и Рождество.
Трудолюбивые и лояльно (пока!) настроенные к нам граждане среднеазиатских государств -- не угроза, а выход для нашей экономики. В России, которая со своими необъятными просторами продолжает падать в демографическую яму, недостаток трудовых ресурсов становится реальным фактором, тормозящим рост производства и развитие страны.
Но дело не только в экономике. Сейчас модно писать книги и снимать фильмы, возвращающие нас в страну, которой уже нет. Но двигаемся мы все-таки вперед -- в будущее. Кем мы будем? Кто будет составлять наше общество через десять лет? «Азеры», «чурки», «косоглазые», «русские свиньи», ненавидящие и одновременно боящиеся друг друга? И наши мальчики, в темноте подстерегающие друг друга поодиночке? Или свободные, разумные, мыслящие люди?
Это зависит от нас сегодняшних.
Ирина ИЛЬИНА, журналист