Видимо,
планировать до 2020 года легче, чем на ближайшую перспективу. Все-таки требования менее конкретны. Вчера не состоялось плановое заседание бюджетной комиссии правительства. Она не может собраться уже вторую неделю подряд. Причина -- несогласованность основных макроэкономических прогнозов на следующие три года, которые должно было представить Министерство экономического развития и торговли, с другими ведомствами. Подготовка второго трехлетнего бюджета в истории России -- на 2009--2011 годы -- застопорилась. По мнению экспертов, готовить его суждено уже новому кабинету министров во главе с Владимиром Путиным, заступающим на свой новый пост через две с половиной недели. Но и этому правительству придется непросто. Поскольку и
первый трехлетний бюджет исполняется не слишком хорошо.
Чиновники не очень понимают, как будет выглядеть инфляция в ближайшие годы, поскольку нет ясности с ценами на нефть, мировыми продовольственными ценами, притоком-оттоком капитала, а также с готовностью самого государства ужесточить денежную политику. Запутанная ситуация и с ростом тарифов естественных монополий -- кажется, их придется серьезно корректировать в сторону повышения. Нет ясности и с налоговой политикой -- спор по поводу размеров и сроков снижения НДС в самом разгаре.
МЭРТ, который отвечает за прогноз основных макроэкономических показателей, в этих условиях приходится нелегко. Так, в минувший четверг во время «круглого стола» в Совете Федерации среди его участников распространили данные по прогнозам инфляции, ВВП, среднегодовой цене на нефть до 2011 года, которые, вероятно, готовились как раз к заседанию бюджетной комиссии на понедельник. Из этих материалов следовало, что основные показатели превысят намеченные ранее. Прогноз по инфляции на 2008 год повысили с 8--9,5 до 9--10%, прогноз роста ВВП -- с 7,1 до 7,6%. Средняя цена на нефть пересмотрена с 86 до 90 долл. за баррель. Все прогнозы на 2009 год также были повышены. Инфляция -- до 6--7,5% по сравнению с 6--7% согласно действующему прогнозу. В 2010 году МЭРТ прогнозирует инфляцию 5--7% по сравнению с 5--6% существующего прогноза, в 2011 году -- 5--6,8% (5--5,8%). Были повышены цифры по росту промышленного производства, притоку капитала.
Однако, по сведениям «Времени новостей», и эти цифры уже подверглись пересмотру. Логично было предположить, что в первую очередь может быть вновь повышен прогноз по инфляции. Так, глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин признал, что и в следующем году
трудно ожидать однозначной инфляции. Однако, согласно последним сведениям из макроэкономического штаба, прогноз по инфляции МЭРТ действительно поправил, но в сторону уменьшения. Уже в 2009 году инфляция, согласно этому варианту прогноза, должна снизиться до 5--6%. Что является основанием для такого снижения, сказать трудно. Ведь бюджетные ассигнования сокращать не планируется, а регулируемые тарифы -- на газ, свет и тепло -- предполагается повышать более быстрыми темпами, чем это предполагалось до сих пор. Дополнительного повышения тарифов на перевозки сейчас активно требуют и железнодорожники. Поэтому МЭРТ предстоит в ближайшее время обосновать свои цифры. После этого в борьбу за трехлетний бюджет могут вступить другие министерства и ведомства.
В Министерстве финансов заявляют, что свои предложения по трехлетнему бюджету они смогут вносить только после определенности с макроэкономическим прогнозом на планируемый период. «В этот раз на бюджетной комиссии должны были обсуждаться только вопросы, которые находятся в компетенции МЭРТ. Минфин не готовил ничего к обсуждению. Сначала должны быть приняты основные макроэкономические показатели, а затем мы будет вносить свои предложения», -- объяснили «Времени новостей» в министерстве.
От ведомства Алексея Кудрина ждут в первую очередь предложений по НДС. Но сам министр финансов обещал определиться с ними только к августу. Значит ли это, что важнейшая составляющая бюджетной политики -- налоговая -- будет приниматься в последний момент?
«Чтобы трехлетний бюджет имел смысл, должен выполняться бюджет текущего года. Но в прошлом году в результате дополнительных финансовых инъекций макроэкономические показатели на прогнозный период сильно исказились»,-- напоминает Евгений Гавриленков, главный экономист группы компаний «Тройка Диалог». «Деньги, которые были выделены госкорпорациям осенью прошлого года, за это время обесценились на 10%. Они еще не начали тратить 640 млрд, а их уже стало на 64 млрд меньше. А это в том числе значит, что они будут просить еще»,-- говорит г-н Гавриленков. «Идея трехлетнего бюджета была сдерживать неоправданные расходы, и Минфин предлагал строгую концепцию, направленную на это. Но решения принимает не только Министерство финансов. В результате решения прошлого года о дополнительных расходах бюджета коренным образом деформировали всю конструкцию», -- заявил "Времени новостей" эксперт.
Дмитрий Белоусов, руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, не согласен, что изменения отдельных показателей может серьезно повлиять на исполнение всего трехлетнего бюджета. «Есть запас прочности, который позволяет в условиях инфляции получать дополнительные доходы бюджета, достаточные при необходимости, чтобы поправить ситуацию дополнительными выплатами»,-- говорит он. «Трехлетний бюджет нужен просто потому, что в последнее время мы занимаемся среднесрочными программами развития. Нужно, чтобы государство зафиксировало, чем оно собирается заниматься. В случае с однолетним бюджетом инвестиции были «замыкающим звеном», статьей, за счет которой можно было балансировать при необходимости»,-- напоминает эксперт.
Время для раздумий над бюджетом еще есть, обычно его направляют в Госдуму осенью. Хотя первый трехлетний финансовый план страны -- на 2008-2010 годы -- принимали в июле 2007-го. Но такое условие поставил тогда президент Владимир Путин - он потребовал определиться с основными параметрами развития страны до выборов в парламент. В феврале 2007 года впервые были озвучены примерные рамки нового трехлетнего бюджета, а уже 6 июля Госдума приняла документ в третьем, на этот раз окончательном чтении (раньше бюджет принимали в четырех чтениях).
В этом году, видимо, такой скорости ждать не стоит. Скорее наоборот, все ждут формирования нового правительства. Об этом говорят и эксперты, к которым обратилась газета «Время новостей». «Работа над бюджетом начинается с получения четких указаний от президента и премьера, как они видят параметры бюджетной политики и угрозы, на которые нужно обратить внимание. Этого нужно ждать в мае», -- сказал «Времени новостей» Дмитрий Белоусов. Вероятно, пока четких указаний не поступило, министерства будут плутать в прогнозах.