Время новостей
     N°68, 21 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2008
"Не бил, не мазал"
Оправданного по «делу Хлебникова» нотариуса Садретдинова вновь оправдали
Сегодня в Мосгорсуде будет оглашен оправдательный приговор по скандальному делу московского нотариуса Фаиля Садретдинова. В конце прошлой недели присяжные большинством голосов (десять против двух) постановили, что г-н Садретдинов не виновен в том, что закидал следователя своими экскрементами, а потому оскорбления представителя власти не совершал и документы (два тома уголовного дела) не портил. Кроме того, присяжные оправдали нотариуса и в неуважении к суду, которое он якобы проявил во время заседания по решению вопроса о продлении ему ареста.

Как уже рассказывала газета «Время новостей» , это необычное дело было возбуждено в отношении нотариуса Фаиля Садретдинова летом прошлого года. Сам обвиняемый назвал его результатом «откровенной войны», которая ведется между ним и «бандой следователей». В мае 2006 года вместе с двумя чеченцами, Казбеком Дукузовым и Мусой Вахаевым, он был оправдан присяжными в соучастии в преступном сообществе, члены которого убили американского журналиста Пола Хлебникова. «Принципиальная позиция», которую нотариус занял в связи с выдвинутыми против него обвинениями, и стала, по его словам, причиной для преследования его органами следствия. Через пять дней после того, как оправданный присяжными Садретдинов вышел на свободу, его вновь арестовали, обвинили в мошенничестве с квартирами и судили. В январе прошлого года Преображенский райсуд приговорил его к девяти годам колонии. Вскоре прокуратура обвинила Садретдинова еще в одной квартирной афере. Тем временем Верховный суд отменил оправдательный приговор по «делу Хлебникова» и отправил дело в Мосгорсуд на пересмотр. Однако процессу так и не суждено было начаться -- дело вернулось в прокуратуру для устранения недостатков и по сей день там и пребывает.

В любом случае у следствия по-прежнему оставались основания держать нотариуса в тюрьме и допрашивать его в любое угодное им время. Этим-то они Садретдинова и довели, причем буквально до белого каления. Впервые арестант взбунтовался против следователя, чей тон показался ему чересчур оскорбительным, в декабре 2006 года. Тогда, как стало известно «Времени новостей», в ответ на грубость он оросил следователя мочой.

Летом произошел другой инцидент. Следователь по особо важным делам Московской горпрокуратуры Олег Мартынов приехал в «Матросскую Тишину», чтобы ознакомить бывшего нотариуса с материалами его нового дела о мошенничестве. Вскоре подъехал и адвокат обвиняемого -- Руслан Коблев. Через несколько минут после начала беседы Садретдинов отпросился в туалет. А вернулся оттуда со свертком, который тут же и запустил в лицо следователю. Комната заполнилась вонью, а лицо, одежда прокурорского работника и два тома новоиспеченного уголовного дела оказались запачканными «каловыми массами».

Хулигана отправили в карцер, а через пару дней он учинил новый скандал. В Замоскворецком суде на заседании по вопросу о продлении ему ареста Садретдинов, как жаловались потом судья и прокурор, грубил и орал на них, пытался запустить в прокурора вешалкой, а потом оторванной им ножкой от скамьи подсудимых. Спасли от печальных последствий только конвоиры, которые уволокли разбушевавшегося нотариуса. Один из них при этом якобы серьезно пострадал -- пожаловался на ушиб четвертого пальца левой руки.

По факту двух этих инцидентов было возбуждено дело по четырем статьям УК -- о применении насилия в отношении представителя власти, оскорблении этого представителя, повреждении документов и неуважении к суду. Последнее обвинение давало право Садретдинову просить суда присяжных, каковым он воспользовался и не прогадал. Дело рассматривалось в закрытом режиме как секретное, и насладиться подробностями процесса публике не удалось. Хотя зрелище наверняка было весьма любопытным. В частности, как стало известно «Времени новостей», на суде был даже проведен следственный эксперимент. Садретдинов налил в лист бумаги кетчуп, чтобы продемонстрировать присяжным, что будь то экскременты, они запачкали бы не один лист уголовного дела, как указано в обвинительном заключении, а значительно больше.

Однако решающим аргументом для заседателей стали иные аргументы защиты. В частности, как уже сообщалось, кулек, который Садретдинов принес из туалета, был свернут из отвода следователю Мартынову, написанного в тот день обвиняемым. «Следователь предложил моему доверителю подтереться этим отводом. И он выполнил это указание. Но он его не бил и не мазал экскрементами, что и было доказано в суде», -- сообщила адвокат Анна Ставицкая. Сам подсудимый, как следовало из материалов дела, рассказывал, что на такой поступок его вынудила грубость следователя, который довел его до нервного срыва. Что касается его «неуважительного» поведения в суде, то этот свой поступок нотариус объяснил тем, что судья и прокурор отказались пригласить на заседание адвоката, а потом обсуждали вопрос о продлении ареста так, словно человека, которого это непосредственно касалось, вообще там не было. Но стоило Садретдинову возмутиться, как его тут же поволокли из зала и избили. Кстати, впоследствии Мосгорсуд признал решение Замоскворецкого суда незаконным и отменил его. Нотариус, который находится в тюрьме уже почти три года, жаловался и на невыносимые условия содержания, которые серьезно повлияли на его здоровье, -- за малейшую провинность кидали в душный, кишащий насекомыми и крысами карцер, пичкали психотропными таблетками. Дважды он попадал в реанимацию, и каждый раз, подержав его в больнице один день, несмотря на запреты врачей, прямо на носилках доставляли обратно в карцер.

И присяжные поняли и поверили Садретдинову, не сочтя его проступки преступлениями, а вот жалобы оскорбленных им прокуроров, конвоиров и судьи их не впечатлили.

Екатерина БУТОРИНА
//  читайте тему  //  Убийство Пола Хлебникова