|
|
N°68, 21 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Изопропаганда вернулась на круги своя
Новая московская галерея открылась выставкой Дженни Хольцер
Кто бы мог подумать! Давно выпавшее из лексики монструозное понятие «госизопропаганда» сегодня вспыхнуло новым аттрактивненьким светодиодным сиянием актуального искусства. В почтенный дом на Смоленской набережной (дом 5/13) тридцать лет назад вселился первый в Советском Союзе выставочный зал «Московский художественный салон-выставка №1». Этот государственный центр скупки художественных ценностей и курировала минкультовская структура Госизопропаганда. В 90-х в салоне размещалась антикварная лавочка. Потом он был закрыт. И вот на прошлой неделе распахнул двери в качестве новой, сделанной по самым модным европейским образцам галереи Фолькера Диля (Volker Diehl). Известный, регулярно посещающий Россию и участвующий в ярмарках «Арт-Москва» галерист из Берлина планирует показывать работы современных художников, делающих погоду в сфере contemporary art.
Первой гостьей оказалась вошедшая во все учебники по истории искусства XX века Дженни Хольцер. Ее работы остроумно обыграли «гений места» советского прошлого. Дело все в том, что Дженни с середины 70-х занята оригинальными концептуальными практиками исследования «азбуки» и словарей массового сознания. В публичные зоны (на улицах, в интерьерах и холлах общественных центров) она помещает сперва машинописные, а с 80-х годов светодиодные «трюизмы»: афоризмы и клише, употребление которых зашкаливает в СМИ, рекламе и на педагогических курсах. Собирающиеся в красивые, разноцветные, сверкающие композиции бегущие строчки транслируют «вечные истины». «Мужчины не поймут, каково быть матерью» сменяется «Деньги создают вкус». «Элиты неизбежны» уступают место строке «Любой излишек аморален» и т.п. Буквально приняв пропагандистскую стратегию, Хольцер не оставляет языковой номенклатуре никакого шанса оправдать свой смысл. Все пропаганды убоги, а изопропаганда дает шанс осознать это на собственном примере.
В новой галерее по старому адресу тексты Хольцер аранжированы в композиции на тему русского авангарда: пятиметровая башня, составленная из двадцати двух полусфер с бегущими, наслаивающимися друг на друга светодиодными строками, -- оммаж Татлину, а замазанные по правке цензора интенсивно ярким красным или черным цветом секретные документы правительства передают привет супрематическим опусам Малевича и Лисицкого. Выставка проходит в рамках Московской фотобиеннале. Организована при содействии немецкой галереи Monika Spruth Philomene Mager и агентства marka:ff.
Сергей ХАЧАТУРОВ