Время новостей
     N°68, 21 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2008
Спальный налог
Взимание НДФЛ по месту жительства может изменить отношение к мигрантам
К внутриправительственной дискуссии о налоговой реформе подключилось Министерство регионального развития. На заседании правительства в минувший четверг Министерство регионального развития предложило реанимировать идею взимания подоходного налога по месту жительства, а не по месту работы, как это делается сейчас. Это предложение наряду с поправками по ликвидации федеральных льгот по региональным и местным налогам фигурирует в налоговом пакете, который министр регионального развития Дмитрий Козак предложил на суд кабинета министров. Правда, если такие изменения будут приняты, гражданам скорее всего придется самостоятельно отчитываться по налогам, как это было ранее. А в подмосковных городах может появиться больше мигрантов.

Тысячи жителей пригородов, работающих в мегаполисе, там же и оставляют свой подоходный налог, в то время как медицинское, инфраструктурное, жилищно-коммунальное обслуживание они получают по месту жительства. Особенно актуальна эта проблема для Подмосковья, для которого цена вопроса при «уводе» подоходного налога почти 5 млрд руб. Именно столько теряет Московская область за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который ее жители оставляют в Москве. Ежедневно на работу в Москву из Мособласти приезжает около миллиона человек. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и других крупных городах. В регионах, где нет значительных поступлений от добычи природных ресурсов, подоходный налог составляет порядка 50--60% доходов бюджетов.

Подмосковное правительство неоднократно пыталось пролоббировать вопрос об изменении системы зачисления подоходного налога. В Госдуму уже внесен законопроект о проведении эксперимента в 2009--2011 годах по распределению сумм НДФЛ между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей. Неоднократно пыталась поднять этот вопрос и Пермская область.

Смысл перераспределения подоходного налога, как считают разработчики поправок, также и в том, чтобы повысить заинтересованность субфедеральных властей в создании комфортных условий для проживания граждан. Пока региональные власти не имеют в своем распоряжении налога, объем поступлений в казну которого напрямую зависит от численности населения и уровня его доходов, стимулов заботиться о социальных благах для населения у них мало. Регионы ведут достаточно активную политику по привлечению на свою территорию инвестиций как источника налоговых доходов, но ни один регион не заботится о привлечении на свою территорию жителей, воспринимая их скорее как источник бюджетных расходов, а не доходов. Если же подоходный налог будет отчисляться по месту жительства, региональные власти гораздо ласковее будут относиться даже к мигрантам при условии их легального трудоустройства.

Минфин против логики областных лоббистов не возражал, но каждый раз напоминал, что для подобной реформы налога нужно радикально изменить его администрирование, на что финансовое ведомство пойти не готово. Фискалам также придется вести дополнительный учет налогоплательщиков, а контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов одним и тем же человеком будут осуществлять несколько налоговых органов -- и по месту работы, где организация отчисляет налоги по месту своей регистрации, и по месту жительства гражданина. Усложнять же администрирование подоходного налога в планы Минфина явно не входит.

Теперь сторонники пополнения областных бюджетов заручились поддержкой Дмитрия Козака. В этой дискуссии, как сказал он, в 2008--2009 годах должна быть поставлена точка. И пообещал поработать с Минфином и Федеральной налоговой службой по этому вопросу, чтобы уже с 2011 года перейти на новую систему. Правда, при большом желании решить эту задачу министр пока затрудняется дать ответ на вопрос, как она может быть решена технически.

Между тем новая система, если она будет все-таки когда-либо введена, грозит трудоемкой бумажной работой не только налоговой службе, но и самим гражданам. Единственный плюс, который граждане смогут ощутить при уплате налога по месту жительства, -- это ускорение процедуры получения налоговых вычетов. Сегодня тем, кто живет в области, а работает в Москве, при оформлении по месту жительства вычета на покупку недвижимости, лечение или обучение приходится ждать от двух месяцев до полугода, пока средства из столичной казны будут переведены в областное казначейство, чтобы затем поступить на банковский счет. Теоретически при уплате налога по месту жительства сроки поступления денег могут сократиться.

Сложностей же изменение «пункта назначения» налога принесет значительно больше. Чтобы эффективно контролировать перечисление подоходного налога, придется вновь вернуться к системе самостоятельного декларирования гражданами своих доходов. Возвращение уже забытых лозунгов «заплати и спи спокойно» вряд ли кого-то обрадует. И тем более не повысит собираемость налога ввиду отсутствия у большинства россиян налоговой дисциплины.

Помимо подоходного налога ведомство Козака предлагает прекратить практику предоставления федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам. Речь идет о налогах на имущество организаций, на землю и транспортном налоге. Льготы по этому налогу своим плательщикам могут предоставлять региональные и местные власти, однако федеральный центр также вправе определять свой перечень льготников. Налог на имущество не платят госмонополии, учреждения уголовно-исполнительной системы, частично военные организации. Также Минрегион призывает ускорить введение нового налога на недвижимость, однако до тех пор, пока не утверждена методика массовой оценки и не подготовлены реестры недвижимости, Минфин не готов говорить о каких-либо перспективах его принятия.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа