Сироты, дети-инвалиды и воспитанники интернатов не останутся без государственного присмотра, более того, им будет проще обрести новых родителей. Во всяком случае так утверждают разработчики
закона «Об опеке и попечительстве», который в среду был утвержден Советом Федерации.
Законопроект, подготовленный главой комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павлом Крашенинниковым, а также заместителем председателя думского комитета по труду и социальной политике Екатериной Лаховой, в случае его принятия должен привести к общему знаменателю порядок установления опеки над несовершеннолетними и совершеннолетними, но недееспособными гражданами. Пока этот порядок определяется нормами, разбросанными по различным законам, постановлениям и ведомственным инструкциям.
«Предполагается, что закон вступит в силу 1 сентября 2008 года», -- сообщила первый зампред комитета по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации Лариса Пономарева. Представляя уже практически принятый документ (для его окончательного утверждения необходима подпись президента), сенатор Пономарева подчеркнула, что «закон Крашенинникова--Лаховой» упростит процедуру назначения опеки, и как следствие все больше детей будет обретать новых пап и мам и все меньше оставаться в детдомах.
В числе прочего вводится институт временной опеки, например на тот случай, если родители уезжают в длительную командировку. По идее закон должен привести «общественное призрение» в стройную систему: уточняется правовой статус опекунов и попечителей, прописана четкая процедура установления и прекращения опеки, определен правовой режим имущества подопечных и сделок по этому имуществу, установлена ответственность органов опеки и самих опекунов и попечителей. Указаны и те государственные структуры, на которые возложена «забота об опеке», -- это региональная исполнительная власть. Причем структуру органов опеки и попечительства в субъекте федерации определяет глава этого субъекта. Контрольные функции возлагаются на федеральный орган власти, уполномоченный на то правительством РФ.
Считается, что законопроект претерпел серьезные изменения в сравнении с первоначальным вариантом (напомним, что он был принят Госдумой в первом чтении еще в декабре прошлого года). Как уже сообщала газета «Время новостей»
(см. номера от 9 и 10 апреля), педагоги и активисты правозащитных организаций были крайне недовольны тем вариантом, что предложили Крашенинников и Лахова. Противники законопроекта говорили, что закон фактически сводит на нет систему социального патроната и патронатного воспитания. Общественники подчеркивали, что новая система опеки не сочетается с борьбой за приоритет семейного воспитания, о которой говорил Владимир Путин. Критиков закона фактически поддержал избранный президент Дмитрий Медведев, который потребовал серьезно переработать документ, чтобы после его принятия не были уничтожены уже зарекомендовавшие себя институты устройства детей-сирот в приемные семьи.
Но, по мнению тех, кому придется непосредственно столкнуться с «законом Крашенинникова--Лаховой», даже исправленный и компромиссный вариант, принятый верхней палатой, весьма несовершенен. «В законе, по сути, нет концепции, непонятно, что именно в существующей системе хотели изменить разработчики», -- сказала «Времени новостей» сопредседатель общественной организации «Право ребенка», руководитель программы «Право ребенка на семью» Светлана Пронина. По ее словам, многие предложения, с которыми обращались правозащитники, так и остались без внимания. «Что такое орган опеки и попечительства в нынешнем понимании? -- продолжает г-жа Пронина. -- Это два-три специалиста, которые по большей части занимаются правоустанавливающими функциями, это госорган. Но если, допустим, мы заболеваем, то обращаемся в поликлинику, а не в управление здравоохранения. То же самое и с органами опеки -- если им законом вменена в обязанность защита прав детей-сирот, они должны быть подкреплены профессиональными службами».
Такие профессиональные службы органов опеки должны быть созданы на базе учреждений разной подчиненности: это могут быть и детские дома, и интернаты, и учреждения соцзащиты, и даже учреждения здравоохранения, включая дома ребенка. Орган опеки, состоящий из двух-трех человек, даже при всем желании не сможет следить за подготовкой, обучением и, что самое важное, сопровождением патронатных семей. Но эти соображения так и не были учтены разработчиками закона.
В закон не попал и институт социального патроната. «Речь идет о работе профессиональных служб опеки и попечительства по сохранению ребенка в своей кровной семье, тогда, когда ребенка еще не изъяли у родителей, но налицо семейный кризис, -- рассказывает Светлана Пронина. -- В России ежегодно выносится около 65 тыс. судебных решений по лишению родительских прав -- это огромная цифра». Поэтому представители общественных организаций предложили государству учредить социальный патронат -- систему, при которой профессионалы из органа опеки заключают договор с «кризисной» семьей и способствуют тому, чтобы ребенок не остался сиротой при живых родителях. Но сейчас органам опеки проще, забрав ребенка из семьи, поместить его в приют, а потом обратиться в суд по поводу лишения родительских прав. Но и эти аргументы правозащитников не возымели действия.
«Действительно законодатель добавил новые формы опеки -- предварительную и временную опеку, -- отмечает г-жа Пронина. -- Но та же временная опека имеет свои изъяны. Опекающую семью предварительно не проверяют -- получается, что детей отдают непонятно кому, причем помещают на срок от одного до трех месяцев. Получается, что ребенок прожил месяц у новых приемных родителей, привык, а что потом?»