|
|
N°67, 18 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мыльные пузыри и тайны вселенной
Джон Ллойд, Стивен Фрай. Книга всеобщих заблуждений. Перевод с английского А. Рахубы. М.: Фантом-Пресс, 2008. Эта забавная книга родилась из телепередачи под названием QI, которую Стивен Фрай некоторое время вел на Би-би-си. Идея программы принадлежала известному британскому продюсеру Джону Ллойду, который заразил ею всезнайку Дживса. Комедийная научно-популярная викторина разыгрывалась по не совсем стандартным правилами. Участники отвечали на каверзные вопросы, а призовые очки получали не за тупо «верные», а за оригинальные и правдоподобные ответы. Телешоу оказалось настолько популярным, что выплеснулось с телеэкрана в реальную жизнь. Появились книжные магазины QI, кафе QI, бары QI и даже элитарный клуб QI в Оксфорде, который по результатам голосования в газете «Индепендент» занял почетное седьмое место в конкурсе на лучшее место для встреч во всей Великобритании. Впоследствии Фрай с Ллойдом решили, что интеллектуальное добро, нажитое совместными усилиями, не должно сгинуть в телевизионном архиве. Так появилось на свет это издание, где каждая главка содержит ироничный вопрос и остроумный ответ и тянет на научное открытие. Фрай с присущей ему иронией обработал весь этот материал и составил книгу из самых курьезных фактов, приправив их своими язвительными комментариями.
Вуди Аллен как-то сказал, что лишь единицы жадно пьют из реки знаний, остальные только давятся. Прочитав «Книгу заблуждений», среднестатистический читатель с высшим образованием сможет посчитать, сколько раз он подавился. Выясняется, что все человечество погрязло в невежестве, принимая на веру так называемые общеизвестные факты. На самом деле таковых почти нет. Ибо у Генриха VIII не было шести жен. Эверест -- не самая высокая гора в мире. Шампанское изобрели не французы. Ногти и волосы не растут после смерти. Луна не единственный спутник Земли. А история появления на свет Иисуса сильно отличается от сюжета рождественского вертепа. Быть может, эта информация и не перевернет ничье сознание -- в конце концов люди прекрасно жили, полагая, что Земля покоится на трех китах, -- но в интерпретации Фрая и Ллойда эта погоня за научной достоверностью обретает черты такого балагана, что читать одно удовольствие.
Эдуард Лоне. Обратная сторона бутерброда и другие тайны бытия. Перевод с французского Екатерины Мерзляковой. М.: Колибри, 2008. Вот еще один образец ироничного отношения к науке. Француз Эдуад Лоне собрал целую коллекцию дурацких экспериментов, которыми заняты современные ученые. Оказывается, лопающихся кадавров создают не только в придуманном Стругацкими НИИЧаВо. В нынешних институтах, оснащенных по последнему слову техники, тоже проводятся увлекательнейшие изыскания. Ученые мужи учат разбираться в живописи зверей и птиц. Изобретают усовершенствованную конструкцию бретелек бюстгальтера, вечно соскальзывающих с женского плеча. Вычисляют массу души. И даже пытаются вычислить, как соотносится плодовитость исследователя с количеством его внебрачных связей. Какова бы ни была эта идеальная пропорция, у автора книги, по всей видимости, с подобного рода связями полный порядок: его научное исследование отличается и плодовитостью, и остроумием, и оригинальностью подхода. Каждая глава «Обратной стороны бутерброда» вполне тянет на сюжет для научно-фантастической комедии. Так и видишь толпу насупившихся дядек и тетек, которые с серьезным видом наблюдают за тем, как лопаются мыльные пузыри. Между прочим, этот эксперимент очень важен для бытовой химии: иначе никак не разработать совершенный стиральный порошок.
Дэвид Уиллис Маккалоу. Вечная тайна лабиринта. М.: Колибри («Вещи в себе»), 2008. В наше время тема лабиринтов стала необычайно популярной. Режиссер Гильермо Дель Торо снимает «Лабиринта Фавна», Джон Ромеро создает культовый компьютерный лабиринт под названием Quake-1, лабиринты становятся неотъемлемой частью виртуальных игр и городского ландшафта, по принципу лабиринта пишутся романы и создаются музыкальные произведения. Американец Дэвид Маккалоу в своей книге задается вопросом, что главное в лабиринте -- красота или путаница ходов, и каким образом сакральный смысл этих сооружений, символизирующий идею обретения верного пути, со временем трансформировался в популярный аттракцион-путаницу, призванный завлечь человека в свои дебри. В книге описаны лабиринты любви и зеркальные лабиринты, лабиринты из воды и песка, лабиринты-фрески, лабиринты-сады и лабиринты-крепости. Автор распутывает лабиринтные маршруты разных эпох -- начиная с загадочных палеолитических конструкций, выложенных на берегах северных морей и заканчивая лабиринтами-игрушками нового времени.
Наталия БАБИНЦЕВА