В понедельник в китайской столице начал работу 10-й Пекинский автосалон Auto China 2008, к которому долго и тщательно готовились все мировые автопроизводители.
Ни для кого не секрет, что в ближайшее время КНР станет самым крупным игроком мирового авторынка, ведь по потенциальной покупательной способности китайцы не имеют соперников -- только в прошлом году они купили около 8 млн автомобилей, а к 2015 году, по мнению экспертов, китайский рынок превзойдет североамериканский, до сих пор считающийся бесспорным лидером продаж. Поэтому через несколько лет из-за стагнации экономик стран «первого мира» большинство автопремьер будет происходить именно в Китае. Нынешний международный автосалон также не обижен вниманием автогигантов -- General Motors, Toyota, Ford, Audi, Daimler, Volkswagen и другие именитые производители запланировали здесь дебюты своих новых моделей. На 180 000 кв. м площади демонстрируется 890 автомобилей. Автомобили можно купить, не дожидаясь закрытия салона. Прямо со стенда были проданы единственный привезенный на китайскую землю Bugatti Veyron и все три супердорогих Bentley.
И это только начало. Представители представленных фирм уверены, что Пекин они покинут налегке. Домой вернутся только концепты.
Самую громкую мировую премьеру в Китай привезла Audi, это абсолютно новый кроссовер Q5, рассчитанный пока на пятерых человек, в будущем проектируется и семиместный вариант внедорожника. Новинку ждали и в Детройте, и в Женеве, но немецкая компания выбрала для презентации будущего хита именно Пекин. Выбор силовых агрегатов по-немецки велик: четырех- и шестицилиндровые бензиновые и дизельные моторы, управляющиеся семиступенчатой коробкой.
Mercedes-Benz также приберег для Пекина премьеру нового внедорожника GLK. Модель будет выпускаться с 2,2-литровым 170-сильным и 3,0-литровым 240-сильным дизелями, а также с бензиновыми 3-литровыми мощностью 231 и 268 лошадиных сил.
Volkswagen представляет новый Volkswagen Lavida -- среднеразмерный седан, построенный на платформе моделей VW Jetta и Audi A4 с богатым оснащением салона. А также еще две модели-- кроссовер Neeza и седан Bora. Все три модели созданы в Китае для местного рынка. Китай уже вышел на первое место в мире по продажам автомобилей Volkswagen, и руководство концерна намерено довести объем продаж через два года до полутора миллионов машин.
BMW представил суперпрестижный и сверхмощный кроссовер BMW X6. Концерн расширяет производство в Китае и намерен в 2012 году выпускать до 100 тыс. машин в год.
Nissan продемонстрировал модель Teana new, на которую возлагаются большие надежды в плане конкуренции с Camry и
Mazda 6.
Бесспорно, публику заинтересуют представленные на салоне Citroen C2 Kappa, Honda-Li Nian, HongQi SUV и Porsche Cayenne Turbo S с увеличенной мощностью.
Toyota привезла в Пекин сразу 51 модель. Не все премьерные, но японцы очень рассчитывают на мирную «автооккупацию» своего западного соседа.
Особым вниманием публики традиционно пользуются концепт-кары. Так, Mazda представила футуристическую модель Taiki, а Buick -- люксовую Invicta.
Однако китайские автопроизводители не собираются сдавать свой столь притягательный рынок на откуп иностранцам. И хотя в Китае уже работают заводы 25 всемирно известных брендов, среди которых Audi, BMW, Mercedes-Benz, Toyota, Honda, Buick, Cadillac, Hyundai и Peugeot, китайцы стараются развивать и собственное автомобилестроение. И в этом они добились успеха. Сейчас в Поднебесной работают 23 отечественных автопроизводителя, среди которых уже получили мировую известность Chery, Geely, Brilliance, BYD, Great Wall и FAW.
Один из национальных китайских автопроизводителей компания Geely представила на международном автошоу 23 модели. Правда, по мнению знатоков, внешний вид этих автомобилей не нов, китайские автодизайнеры зачастую склонны к плагиату. Впрочем, китайцы всерьез нацелены на агрессивную экспансию и разрабатывают одновременно сотни моделей для покорения мирового авторынка, притом и бюджетные автомобили, и машины «люкс-класса».
Наблюдая бурное развитие китайского автопрома, немало светлых голов тревожит грустная мысль -- не получится ли как с электроникой, 95% производства которой находится в Китае. Ведь если лет десять назад в КНР отсутствовало современное автомобилестроение, то сейчас в Поднебесной производятся миллионы машин, и возможно, что через лет 15--20 на автомобилях всех известных брендов будет стоять исключительно клеймо Made in China.