|
|
N°35, 28 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сирии надо вернуть Голанские высоты»
В Саудовскую Аравию прибыл высокий представитель Евросоюза Хавьер Солана. Его приезд в королевство связан с неожиданной инициативой саудовцев по нормализации отношений между Израилем и арабскими странами. Вчера эти предложения внимательно изучил Совбез ООН. О реакции Израиля на эту инициативу спецкору газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказал известный политик, сопредседатель «Коалиции борьбы за мир» Йосси БЕЙЛИН. Вчера он завершил визит в Москву, где был принят главой МИД России Игорем Ивановым.
-- Вы приветствовали инициативу Саудовской Аравии нормализовать отношения с Израилем в обмен на возвращение арабам земель, занятых в войну 1967 года. В том числе и Голанских высот -- Сирии? Или речь только о землях, на которых возникнет палестинское государство?
-- Саудовская инициатива говорит о территориях 1967 года как о принципе, но не настаивает, как я понял, на точь-в-точь тех границах, что существовали до войны 1967 года. Сирия вообще не упоминалась, но мы понимаем, что урегулирование отношений должно сопровождаться решением проблемы границ. Израиль должен вернуть Голанские высоты Сирии.
-- Полностью?
-- Да. Хотя дискуссия о нескольких сотнях метров и о нюансах, конечно, пойдет.
-- Что самое важное в саудовской инициативе?
-- Она может переубедить тех, кто скептически оценивает перспективы урегулирования. Она доказывает, что если Израиль урегулирует отношения с соседями, особенно с палестинцами, то арабский мир примет Израиль как неотъемлемую часть Ближнего Востока. До сих пор это было не очень ясно.
-- Вы возглавляете «Коалицию борьбы за мир», оппозиционную премьеру Ариэлю Шарону. Получается, что Шарон и его люди -- это «Коалиция борьбы за войну»?
-- Надеюсь, что нет. Но не думаю, что у Шарона есть какая-то инициатива в пользу мира. Многие израильтяне потеряли надежду на мир, и позиция Шарона отразила эту ситуацию. Но сейчас даже пессимисты убеждаются, что нет иного пути, чем за стол переговоров. Я в оппозиции Шарону и как политик делаю все возможное, чтобы заменить его кабинет правительством мира. Новые выборы должны состояться в октябре 2003 года. Досрочные выборы не исключаются. Но пока мы должны оказывать давление на Шарона.
-- Вы общались с Ясиром Арафатом и на мирных переговорах в Осло в 1993 году, и недавно. Изменился ли Арафат?
-- Ясир Арафат сделал очень правильно, подписав с Израилем мирные соглашения в Осло в 1993 году. Мы должны это оценить. Он совершил большую ошибку, не сдержав интифаду (палестинское восстание, начавшееся осенью 2000 года. -- Ред.). Я не считаю, что он вновь стал «террористическим лидером», хотя и «человеком мира» его сейчас назвать нельзя. Для обеспечения национальных интересов он использует и мир, и насилие. Надо создать условия, в которых Арафат выбирал бы мирные средства и играл роль лидера, нацеленного на мир. Наша коалиция и пытается создать условия, в которых Арафат и Шарон смогут возобновить переговоры и подписать соглашение.
-- Вы не считаете соглашения Осло ошибкой?
-- Нисколько. Ошибкой было, что реализация соглашений бойкотировалась. Допускали ошибки и палестинцы, и израильские лидеры, но главная вина за то, что соглашения в Осло так и не были реализованы, лежит на бывшем премьере Израиля Биньямине Нетаньяху.
-- Говорят, вы договорились с палестинцами по самой трудной проблеме -- принадлежности Иерусалима? Что с ближайшим соратником Арафата Абу Мазеном вы подписали об этом секретное соглашение, план «Бейлина--Абу Мазена»?
-- Мы достигли взаимопонимания еще в 1995 году. Газеты, писавшие об этом, правильно отразили содержание плана.
-- Вы уверены, что создание палестинского государства не будет угрожать существованию Израиля?
-- Абсолютно нет. Мы будем строить хорошие отношения с государством Палестина. Наоборот, если такого государства не будет, то продолжающиеся беспорядки будут опасны для нас.
-- Как вы оцениваете активность России на Ближнем Востоке?
-- Высоко оцениваю деятельность представителя МИД России г-на Вдовина, часто бывающего на Ближнем Востоке. Россия действует в тесной координации с США, Европейским Союзом, ООН. И хотелось бы, чтобы она продолжила эти посреднические усилия, чтобы она оставалась вовлеченной в мирный процесс, сближая наши и палестинские позиции.
Беседовала Елена СУПОНИНА