|
|
N°35, 28 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медленно и правильно
Завтра в Москве премьера фильма «Воины джунглей»
На этой неделе в московском прокате изобилие премьер. «11 друзей Оушена» Стивена Содерберга: звездный ремейк классического фильма об ограблении образца 1960 года, в котором роль Фрэнка Синатры доверена Джорджу Клуни. «Корабельные новости» Лассе Хальстрема: режиссер превзошел в сладости свой собственный «Шоколад», а Кевин Спейси специально потолстел на 12 кг ради роли «лишнего человека» в поисках корней. Британский фильм ужасов «Яма» Ника Хэмма: история о том, что же на самом деле произошло с четырьмя школьниками, решившими провести ночь в жутковатом бункере. Также на этой неделе начнутся показы французской комедии «Грегуар Мулен против человечества» и испанской драмы «Безумие любви». Но из всего этого изобилия нельзя не выделить одну картину -- «Воины джунглей» (Таиланд, 2000). Отметим мужество прокатчиков, выпускающих фильм о борьбе Сиама против бирманских захватчиков в XVIII веке. Однако «Воинов» не отнесешь к экзотике, скорее уж это самый настоящий мейнстрим в самом лучшем смысле этого слова -- картина о самом важном, самом насущном, самом главном.
«Воины джунглей» -- фильм, созданный людьми со сложными на европейский слух фамилиями (режиссер Танит Йитнукуль, актеры Винай Крайбутр, Бин Бунлуерит, Чумпхорн Теппитак...) о людях с простыми именами (Ин, Тонг, Тан...), простыми чувствами (любовь, патриотизм, отвага) и простыми судьбами (они сражались за родину -- подвиг их бессмертен). В 1786 году две стотысячные бирманские армии двинулись в поход на сиамскую столицу Айюттайю. Одну из них задержало скудно вооруженное ополчение небольшой деревушки Банг-Ратян. Более полугода длилась битва, исход ее был печален для оборонявшихся, а подвиг их увековечен в грандиозном монументе, кадрами которого и заканчивается картина. В фильме памятник оживает: актеры, многие из которых снимались в кино впервые, были подобраны так, чтобы походить на героев известной каждому тайцу скульптурной композиции. Фильм заработал нереальные пять миллионов долларов в тайском прокате, совершил турне по международным фестивалям и теперь выходит в российский прокат в несокращенной, двухчасовой версии.
В США картину изуродовали, сократив до часа с небольшим. Логика понятна: зрители пойдут на тайский фильм, только чтобы посмотреть на экзотические боевые искусства и отрубленные конечности. Разумеется, в «Воинах джунглей» достаточно батальных сцен. Есть и шоковые кадры -- беременная женщина, гибнущая в сабельном бою, дерево, увешанное телами пленных, -- а объектив камеры то и дело заливается кровью вперемешку с грязью. Но сцены эти не превращаются в самодостаточный аттракцион, а в целом, если сравнить картину, например, с последними творениями японца Такаси Миике, она и вовсе выглядит целомудренно. Как ни парадоксально, именно в медленных, «мирных» сценах фильм обретает свое подлинное дыхание. Женщины укрываются от дождя под банановыми листьями, буддийский монах молится в сумрачной келье, жители отливают кустарные пушки, которые трескаются остывая...
Не знаю, придется ли вам пережить то же, что и мне, но примерно на 70-й минуте фильма (в американской версии к этому моменту по экрану уже шли бы финальные титры) со мной произошло настоящее чудо: я вдруг понял, что все на свете должно происходить не как у героя «Москва--Петушки», а, напротив, медленно и правильно, чтобы человек был не грустен и растерян, а, напротив, храбр и спокоен, даже перед лицом неминуемой смерти.
Алексей МЕДВЕДЕВ