Американские авиакомпании Delta Air Lines Inc. и Northwest Airlines Corp. объединятся, чтобы создать крупнейшего в мире авиаперевозчика. В минувший понедельник после более чем полугодовых переговоров их советы директоров одобрили слияние. Объединенная компания сохранит название Delta. Под этим именем она будет летать, в частности, в Москву и сотрудничать с «Аэрофлотом» в рамках международного альянса Sky Team. Правда, ей еще надо добиться одобрения сделки антимонопольным ведомством США, а также профсоюзами сотрудников нынешней Delta и Northwest. Профсоюз пилотов Northwest Airlines вчера уже заявил, что он категорически против объединения на тех условиях, которые согласовали администрации двух авиакомпаний.
Новая Delta будет иметь самый большой флот среди коммерческих авиакомпаний мира -- 800 самолетов. До сих пор впереди всех была American Airlines (670 самолетов). Правда, с точки зрения финансовых достижений лидером мировой коммерческой авиации была все же не она, а франко-голландская группа компаний Air France--KLM: летая на 590 самолетах, европейский перевозчик в 2007 году получил 30,77 млрд долл. валового дохода. Объединенная выручка Delta и Northwest немного выше -- 31,7 млрд долл. Надо, однако, отметить, что Air France--KLM в прошлом году имела чистую прибыль немного более 1 млрд долл. У Delta и Northwest о прибыльности речи не идет: обе компании убыточны. Собственно, общие финансовые трудности и подтолкнули их к объединению. В сентябре 2005 года обе компании объявили о банкротстве. Оздоровительные меры в рамках процедур банкротства были завершены во втором квартале прошлого года. Тем не менее компании продолжают до сих пор нести убытки. Объединение и вытекающее их него сокращение накладных расходов представляются руководству обеих компаний выходом из положения. Но именно эта перспектива вызывает ожесточенное противодействие сделке со стороны профсоюзов. Официально руководство сливающихся компаний объявило, что не планирует сокращений персонала или закрытия отдельных подразделений. Но трудящиеся подозревают, что рано или поздно обойтись без этого не получится. Кроме того, сотрудники Northwest недовольны тем, что в слиянии их компания выглядит младшим партнером или «поглощаемой» стороной. С профсоюзом пилотов Delta менеджменту в конце концов удалось договориться, а с профсоюзом Northwest -- все еще нет.
Сделку планируется осуществить путем обмена акций. При этом акционеры Northwest получат бонус -- 1,25 акций Delta за каждую свою акцию. То есть премию 16,8% по сравнению с коэффициентом обмена, рассчитанным исходя из текущих рыночных котировок ценных бумаг обеих компаний.
Правда, доминировать в новой компании будут все же менеджеры «старой» Delta. Председатель совета директоров Дэниел Карп возглавит совет директоров объединенной компании, а его коллега из Northwest Рой Босток станет его заместителем. Президент и финансовый директор Delta Эд Бастин сохранит эти должности в новой компании.
Новый совет директоров будет состоять из 13 членов, семь из них будут делегированы «старой» Delta, и только пять -- Northwest. Еще одно кресло в совете предназначено для представителя Ассоциации пилотов авиалиний -- профсоюза, отделения которого функционируют и в Delta, и в Northwest. Однако уже решено, что его займет летчик из Delta.
Администрация «старой» Delta уже заключила со своим отделением профсоюза летчиков соглашение, позволяющее ей, как заявили в компании, «воспользоваться финансовыми преимуществами», вытекающими из объединения с Northwest. На пилотов Northwest этот документ не распространяется, по крайней мере пока.
Пилоты и другие сотрудники Northwest заявляют, что они не были привлечены к обсуждению условий объединения и не согласны с ними. Дэйв Стивенс, глава отделения Ассоциации пилотов авиалиний, действующей в Northwest, распространил заявление, в котором говорится: «Если Northwest Airlines и коллектив пилотов Northwest позволят объединение в той форме, в какой оно согласовано, они окажутся просто в очень рискованной ситуации». Джозеф Тибери, пресс-секретарь профсоюза грузчиков и кассиров Northwest, также выразил неудовольствие своих коллег: «Если авиакомпания хотела поддержки своих сотрудников, она должна была раньше собрать нас и обсудить все это с нами».