Реформа Калининградской таможни не нравится региональным властям и предпринимателям
В Калининградской области с 1 апреля 2008 года таможня начала работать по-новому.
Как и предсказывала газета "Время новостей", реформа местной таможни принесла региону множество проблем.
Учитывая, что область со всех сторон граничит с иностранными государствами, вполне понятно, почему деятельность таможенных органов здесь играет особую роль. Показатели их загруженности самые высокие по Северо-Западному федеральному округу -- за 2007 год оформлено около 2 млн транспортных средств и почти 6 млн физических лиц. Любое изменение в системе оперативно сказывается на местном бизнесе, и, увы, далеко не всегда позитивно.
За месяц до 1 апреля региональные власти публично начали выражать тревогу по поводу предстоящих изменений. Губернатор Калининградской области Георгий Боос обратился к главе администрации президента РФ Сергею Собянину с письмом -- он попросил г-на Собянина созвать совещание, посвященное реформированию калининградской таможенной системы.
Г-н Боос, рассказав об этом письме журналистам, заявил, что Федеральная таможенная служба отказывается говорить, как именно она намерена менять свой калининградский сегмент, а это, дескать, дестабилизирует обстановку в регионе. Он рассказал, что направлял также письмо главе Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову с просьбой обсудить планы реформирования таможни с региональной властью. «В телефонном разговоре Андрей Юрьевич сказал, что это их компетенция. Безусловно, но если будет сделана ошибка, то это сильно отразится на Калининградской области. Тут надо семь раз отмерить!» -- сказал тогда г-н Боос. Официального ответа от ФТС губернатор так и не дождался, поэтому обратился к главе президентской администрации. Провел ли г-н Собянин совещание, так и осталось неизвестно. По крайней мере региональная администрация о нем не сообщала.
Тут и подошло 1 апреля. В результате реорганизации Калининградская, Багратионовская и Неманская таможни вошли в единую областную таможню. Ликвидировали Черняховский таможенный пост, функции которого передали Советску. Произошло усиление морских таможенных постов в портах Балтийск, Светлый и Калининград, на 30 человек увеличилась штатное расписание активно развивающегося аэропорта Храброво. Увеличена штатная численность таможенного поста в поселке Александра Космодемьянского, который «завязан» на российского гиганта автосборки «Автотор». Остальные компании «персонального» таможенного поста, понятное дело, не имеют, зато вместо этого они получили с 1 апреля букет сложностей.
Первыми обратили на это внимание предприниматели из Черняховска, лишившиеся таможенного поста. Им пришлось даже частично приостановить свою работу, прекратив отправку грузов в «большую» Россию. Руководство местного мясокомбината было вынуждено отправить рабочих по домам, так как не знало, когда ситуация войдет в нормальное русло. Свой товар им пришлось возить в Советск, а это дополнительный крюк для скоропортящихся грузов. Такие же проблемы у многих других местных предпринимателей.
Доведенные до ручки люди обратились за помощью к СМИ -- о них рассказало местное телевидение. Возможно, именно благодаря этому таможенное руководство пошло на контакт. В Черняховск прибыл глава областной таможни Александр Чебаев, там он встретился с представителями малого и среднего бизнеса из других городов региона -- Озерска, Нестерова, Гусева. Предприниматели просили его сделать хоть что-нибудь, чтобы вернуть пост в Черняховск и «отыграть» реформу назад, приостановив соответствующий приказ ФТС РФ. Г-н Чебаев ответил, что приказы не обсуждаются, однако к диалогу его ведомство открыто.
Стремление к общению глава Калининградской таможни продемонстрировал и в ходе «круглого стола», организованного по инициативе областной Думы. Там г-н Чебаев сообщил, что цель реорганизации таможенных органов -- оптимизация структуры, упрощение управленческой вертикали за счет ликвидации промежуточных звеньев.
Впрочем, таможенную управленческую вертикаль в области после реформы поначалу сильно лихорадило. Некоторые компании, занимающиеся международной перевозкой грузов, были вынуждены полностью переключиться на «большую» Россию -- в апреле активность калининградских организаций, завязанных на импорт-экспорт, резко упала. Кроме того, бизнес жалуется на возросшую неразбериху в таможенных органах, в качестве примера приводя участившиеся компьютерные сбои -- таможни упразднили и переподчинили, а измененные банковские и прочие реквизиты «вбить» в систему забыли. Другая распространенная претензия заключается в том, что компаниям приходится доставлять свои даже весьма скромные по размерам и стоимости грузы с сопровождением, а это дополнительные расходы и бумаги.
Нежелание таможенных структур посоветоваться с местными властями и провести свою реформу, как и ожидал г-н Боос, породило дополнительные проблемы для калининградской власти и бизнеса.