Пятые сутки бушуют страсти в российской зоне Интернета. Не во всей, конечно, любители гламура и криминальных новостей даже не поймут, о чем идет речь. Шквал откликов и эмоций вызвало сообщение информагентства «Фергана.ру» о выносе из Ташкента монумента в память о семье узбекского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова.
В начале Великой Отечественной войны он вместе с женой Бахри Ахмедовой взял к себе в дом на воспитание 15 детей-сирот, эвакуированных в Узбекистан. Среди них были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин... Одним словом, сложенный из детей кусочек национальной амальгамы Советского Союза.
Утверждают, что памятник, ставший символом милосердия и душевной щедрости узбекского народа, не снесли, а только готовятся перенести на другое место -- куда-то на ташкентскую окраину, там он будет украшать въезд в узбекскую столицу. Говорят, что необходимость сноса-переноса вызвана переименованием дворца «Дружбы народов» в «Дворец Истиклол», то есть «независимости».
С «дружбой народов» и его символами власти в Ташкенте сводили счеты постепенно. Три года назад, как раз после
трагических андижанских событий 2005 года, снесли стелу, стоявшую рядом с памятником, увековечившим подвиг узбекской семьи. Участь стелы решило то, что ее венчало ожерелье из 15 гербов советских республик. Это было понятно. Еще раньше, в 90-е годы, этих гербов, служивших элементами дизайна, лишилась расположенная рядом станция метро «Дружба народов». Странно, что сама станция еще так и называется. Впрочем, властям нужны время и деньги, чтобы изготовить новые таблички, схемы метро с другим названием, «переговорить» его в сообщениях, раздающихся в поездах вслед за словами, «осторожно, двери закрываются»...
Агентство РИА Новости вчера опубликовало список памятников, снесенных в бывших советских республиках. Список неполный, поэтому Узбекистану там принадлежит «почетное» второе место
после Эстонии. В узбекских городах больше нет изваяний русских писателей -- уцелел только памятник Пушкину в Ташкенте. Не повезло и русской девушке, застывшей когда-то рядом с каракалпачкой в скульптуре, олицетворявшей дружбу двух народов в городе Нукусе, центре узбекской автономии Каракалпакии. Местная девушка осталась, а ее подруга исчезла.
В этих памятниках «дружбы», демонтированных либо подправленных, не было никакого идеологического содержания -- в отличие, скажем, от монумента Карла Маркса в знаменитом уютном сквере Революции в Ташкенте. С «основоположником» разобрались быстро и поменяли его на конную статую Тамерлана. Его, правда, назвали почти по-узбекски Амиром Темуром. На изумление историкам его превратили чуть ли не в основателя узбекской государственности, к тому же видящего на оба глаза и вовсе не хромого красавца. Прочие документально подтвержденные, но не соответствующие героическому образу трактовки дорогого руководству независимого Узбекистана персонажа жестко пресекались этим самым руководством. Так творилась история постсоветского узбекского государства.
Самым ужасным временем в этой истории по велению властей был назначен советский период. Его назвали «колониальным прошлым». Из этого прошлого, как теперь выясняется, должно было быть стерто все человеческое, даже если это было тепло самого узбекского народа, давшего кров и хлеб (помните -- «Ташкент -- город хлебный»?) десяткам тысяч эвакуированных во время Отечественной войны.
Про это узбекское тепло мне рассказывала мама, оказавшаяся в 1941-м в Ташкенте с моими старшими братом и сестрой, пусть им всем будет земля пухом... Отец вернулся с фронта уцелевшим, но контуженным в 44-м. И если я появился на свет спустя несколько лет, то это и благодаря тому, что мама спасалась в Ташкенте. А сама Великая Отечественная война стала называться в новых, «независимых» узбекских учебниках просто «войной 1941--45 гг.», иногда -- второй мировой. 9 мая переименовали в День памяти.
Среди сотен и сотен комментариев на новость из Ташкента есть желчные и злые, но справедливые отповеди в адрес неузбеков, а точнее, россиян, негодующих в связи со сносом узбекскими властями памятника узбекскому кузнецу и его жене. «Наши памятники -- сами решим, что с ними делать... разберитесь лучше со своими скинхедами, убивающими азиатов... может, и правильно, что снесли этот памятник... на его месте надо поставить другой -- тем, кто погиб в фашистской стране России!».
Да, в моей стране много мрази. В воскресенье от ее рук погиб еще один узбекский гастарбайтер. Но от того, что местью российским скинхедам станет изгнание со своего места памятника благородству и величию узбекского народа, справедливости в мире больше не станет. Да и не думаю, что подобными резонами могли руководствоваться «начальники» суверенного Узбекистана. Похоже, в Ташкенте руководствуются другими мотивами. Там нынче в разгаре очередная смена политической «розы ветров» -- дыхание холодного Севера меняется на теплое дуновение с Запада...