|
|
N°35, 28 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двое вышли из леса
Российский и финский премьеры поговорят о деревьях, газе и атоме
Встречи глав правительств России и Финляндии Михаила Касьянова и Пааво Липпонена стали традицией, и очередная, четвертая по счету, вряд ли привлекла бы особое внимание, не будь она приурочена к необычному мероприятию -- завтра в Москве открывается первый «лесной саммит». Форум лесопромышленников, который освятят присутствием два премьера, обещает быть самым представительным собранием отрасли, для Москвы весьма перспективной, а для Хельсинки просто ключевой. Маленькая Финляндия давно уже лесная супердержава -- здесь работают три крупнейшие в Европе компании лесопромышленного комплекса, две из них входят в мировую десятку. Для мощнейшей финской индустрии российские деревья -- практически неисчерпаемый источник сырья, чего финны не скрывают. Россияне же подозревают соседей в стремлении превратить нас в «сырьевой придаток» и предлагают вместо простой закупки древесины инвестировать в российские ЦБК. Партнеры в ответ указывают на сложный инвестиционный климат и приводят в пример собственный опыт. До 50-х годов Суоми представляла собой точно такой же придаток более развитых стран и только потом, заработав на экспорте древесины, развила собственное производство. На опасения, что иностранцы разграбят наше достояние, финны пожимают плечами: о каком разграблении может идти речь, если на экспорт идет несколько процентов от ежегодного прироста российских лесов? Так или иначе, финны надеются значительно активизировать сотрудничество и считают, что неполные полмиллиарда евро, а именно столько составил российский лесной экспорт в Финляндию в прошлом году, -- малая часть того, чего можно достичь. Правда, на вопросы о том, каких конкретных результатов ждут от форума финские участники, ни чиновники, ни промышленники четкого ответа не дали. Пока планируется создать совместную рабочую группу, которая будет трудиться над устранением препятствий для сотрудничества.
Помимо лесных тем премьеры обсудят подготовку нового соглашения о поощрении и защите инвестиций, работа над которым идет тяжело, а также взаимодействие таможенных служб (многодневные пробки на границе регулярно парализуют двустороннюю торговлю) и сотрудничество в области энергетики. Во время прошлогодних визитов в Финляндию премьера Касьянова и президента Путина осуждались перспективы «северного пути» российского газа по дну Балтийского моря. Матти Вуорио, председатель правления финского энергетического гиганта Fortum, на вопрос газеты «Время новостей» о том, может ли фактическое замораживание «Газпромом» планов трубопровода в обход Украины стимулировать северный маршрут, заметил: «Обходная труба, даже если она будет, ничего не добавляет в карту транспортировки, фактически это тот же маршрут. А северная труба -- это принципиально новый путь, особенно важный ввиду перспективы освоения богатейшего Штокмановского месторождения в Баренцевом море». «Конкретные результаты энергодиалога России и ЕС не за горами, -- уверен г-н Вуорио. -- Потому что Россия -- это настоящий стабилизирующий фактор в энергоснабжении Запада».
Другая составляющая возможного энергетического сотрудничества -- атомная энергетика. На финской АЭС «Ловиза» два из четырех реакторов -- советского производства, и россияне рассчитывают поучаствовать в строительстве пятого. Правда, принципиальное решение о строительстве должен сначала принять финский парламент, и все в один голос говорят, что с учетом неоднозначного отношения в Европе к ядерной энергетике решение депутатов предсказать невозможно. Примечательно, однако, что, встречаясь с российскими журналистами перед визитом в Москву, финский премьер резко критиковал распространенную на Западе после Чернобыля точку зрения, согласно которой все российские реакторы опасны и ненадежны. По словам г-на Липпонена, у Финляндии положительный опыт эксплуатации реакторов из России, и огульные обвинения в их адрес «безответственны». Пааво Липпонен уверен, что дискуссии на эту тему должны основываться «на знании дела», а не на политических оценках.
Федор ЛУКЬЯНОВ, Хельсинки--Москва