Анна Михальчук, видимо, все-таки добровольно свела счеты с жизнью. К этой версии вчера склонилась германская полиция. В конце прошлой недели труп женщины, по описаниям похожей на пропавшую россиянку, обнаружил смотритель «Мюльдамшлойзе» -- одного из шлюзов на реке Шпрее в Центральном районе Берлина.
52-летняя художница проживала в германской столице с ноября 2007 года с мужем -- 60-летним ученым-философом и писателем Михаилом Рыклиным. 21 марта -- в день, когда западные христиане отмечали Страстную пятницу, -- женщина вышла из квартиры, как предположил муж, за покупками, взяв с собой только ключи и деньги. Михаил Рыклин позднее уточнил, что поскольку в Страстную пятницу все немецкие магазины были закрыты, его жена якобы поехала в один из «русских магазинов».
Супруг Михальчук, с которым Анна прожила 33 года, уже идентифицировал труп. Судебно-медицинская комиссия не обнаружила следов насильственной смерти, поэтому местные криминалисты склоняются к версии самоубийства. Дело будет закрыто за отсутствием состава преступления.
Остается, правда, открытым вопрос, на который пока нет ответа: в чем причина ухода из берлинского дома и из жизни художницы, которая ранее была вынуждена покинуть Москву из-за травли? Дата исчезновения Анны Михальчук день в день совпала с прошлогодней процедурой вручения ее супругу премии «За европейское взаимопонимание» Лейпцигской книжной ярмарки. Приглашенные на церемонию российские представители не преминули тогда выразить свое возмущение. Они были недовольны недостатком у Михаила Рыклина патриотизма и переизбытком критики в адрес Владимира Путина, Русской православной церкви и системы «управляемой демократии».
Сама Анна Михальчук оказалась под прицелом российских критиков в 2003 году. Тогда
художница приняла участие в организации выставки «Осторожно, религия!» в Центре Андрея Сахарова. Материалы выставки свидетельствовали об усилении роли православной церкви в России при президенте Путине. На экспозицию было совершено хулиганское нападение. А над некоторыми из организаторов выставки, включая Михальчук, был организован судебный процесс. Им вменялось в вину «нагнетание национальной и религиозной розни». Близкие говорят о психологической травме, которую нанес художнице тот процесс, хотя и завершившийся оправдательным приговором. Как утверждает Михаил Рыклин, в Москве они жили в условиях антисемитских оскорблений и угроз -- по телефону и в письмах.