В качестве президента России Дмитрий Медведев примет участие в саммите «большой восьмерки» в июле 2008 года в Японии, на Хоккайдо, где состоится его встреча с японским премьером Ясуо Фукудой. Об этом сообщил вчера глава российской дипломатии Сергей Лавров после переговоров с японским коллегой Масахико Комурой,
который привез в Москву приглашение для г-на Медведева. Теперь обе стороны занялись ускоренной подготовкой соглашений, которые могли бы подписать Медведев и Фукуда, -- по атомной энергетике, упрощению визового режима, таможенным процедурам, а также по взаимопомощи при расследовании уголовных преступлений.
В Токио хотели бы организовать саммит еще до встречи «восьмерки». Министр Комура заявил вчера, что это было бы «полезно с точки зрения вывода российско-японских отношений на более высокий уровень и создания контакта между лидерами». Однако Япония связывает этот «новый уровень» с подписанием мирного договора, по которому Россия отдала бы ей четыре острова Южных Курил -- Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Вчера Сергей Лавров заявил, что Россия и Япония договорились продолжать «серьезный диалог, серьезные переговоры» по проблеме мирного договора с целью «найти окончательное, взаимоприемлемое решение этой проблемы». Министр подчеркнул, что эта цель «предполагает интенсивную, терпеливую работу, которая будет в полной мере учитывать и сложность этой проблемы, и настроения в обществе как в Японии, так и в России», а «это потребует времени».
Эксперты «Времени новостей» констатировали неизменность российской позиции по мирному договору. «Эту формулу я видел и слышал много-много раз. Ее буквально можно выбить в граните», -- сказал «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, в прошлом высокопоставленный дипломат Георгий Кунадзе. Так что надежды Токио на быстрое решение территориальной проблемы благодаря смене руководства в Кремле вряд ли оправдаются.
Руководитель центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко указал «Времени новостей» на отсутствие перемен в позиции Токио: «Активное педалирование японской стороной мирного договора заставляет задуматься -- а что же он должен решить?» Ведь ратифицированная парламентами обеих стран совместная декларация 1956 года уже содержит положения о прекращении состояния войны, отказе от контрибуций, возвращении пленных, установлении дипотношений, взаимоотношениях в международных организациях и на международной арене, развитии торгово-экономического сотрудничества. По мнению эксперта, «единственный вопрос, который сегодня стоит перед обеими сторонами, -- это демаркация границы, иное смахивало бы на территориальные претензии».
Глава российской дипломатии призвал вчера японского коллегу обдумать возможность создания коллективной системы противоракетной обороны (ПРО) с участием России, США, Европы и Японии. «Мы приняли разъяснения японской стороны относительно отсутствия каких-либо намерений, планов использовать участие Японии в создании ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе совместно с США в ущерб интересам России», -- сообщил Сергей Лавров. Масахико Комура заверил, что «создание совместной системы ПРО США и Японии не направлено против России» и является «вынужденной мерой в связи с северокорейскими ядерными испытаниями».
Вчера в Москве под эгидой Масахико Комуры и министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко прошло заседание межправительственной российско-японской комиссии по торгово-экономическому взаимодействию. Япония надеется принять участие в разработках нефтяных месторождений в России и строительстве газопровода из Восточной Сибири до Тихого океана. В области атомной энергетики японский бизнес хочет получить доступ к российским услугам по обогащению урана в обмен на предоставление России японских технологий строительства атомных электростанций. Есть прогресс и в области транспортных связей -- в конце апреля откроется прямое авиационное сообщение между Санкт-Петербургом и Токио.