Отныне граждане, у которых нет другого жилья, кроме
дачного домика, имеют полное право прописаться на своей «фазенде». В понедельник Конституционный суд удовлетворил жалобу нескольких граждан, оказавшихся в подобной ситуации. Таким образом, садовые товарищества, возможно, придется превращать в полноценные самостоятельные населенные пункты.
Статья закона «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих товариществах», которая запрещала регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на садовом участке, признана неконституционной. Если быть точным, КС счел эту норму не соответствующей Конституции «в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов».
«Постановление КС очень громоздкое, но суть его очень проста: суд прислушался к тому, о чем я просил, и теперь статья, которая ограничивает мои права как гражданина, отменена», -- заявил по окончании заседания суда журналистам один из жалобщиков -- житель Краснодара, точнее, садового товарищества, расположенного в городской черте, Юрий Шулевка. Как уже сообщала газета «Время новостей»
(см. номер от 14 марта), г-н Шулевка оформил принадлежащий ему земельный участок в собственность. Сам дом обладал всеми необходимыми атрибутами -- от заключения о соответствии санитарным и градостроительным нормам до почтового адреса. Однако местное управление Федеральной миграционной службы отказалось регистрировать «дачника» и членов его семьи.
С точки зрения чиновников, дачный участок Шулевок попадал в категорию «земельных участков, предоставленных гражданину или приобретенных им в целях отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации и проживания в нем» -- такая формулировка содержалась в законе «О садовых товариществах». «Мы были лишены гражданских прав просто потому, что живем в дачном поселке, -- рассказывает Юрий Шулевка. -- Мои престарелые родители не получали медицинскую помощь, отец, ликвидатор катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имел права на причитающиеся ему льготы. Льготные лекарства приходилось покупать -- в общем, мы испытывали огромную материальную и моральную нагрузку».
Четырехлетнее хождение по судам ничего не дало, после чего истцы и приняли решение обратиться в Конституционный суд, ведь в Основном законе страны закреплено, что гражданин имеет право свободно передвигаться и свободно выбирать место жительства. Теперь же КС не только признал неконституционной статью, на которую ссылались чиновники Федеральной миграционной службы, но и предписал пересмотреть решения судов, отказавших истцам в регистрации.
«Признание абзаца 2 ст. 1 федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствующим Конституции РФ требует внесения изменений в названный федеральный закон», -- предписал Конституционный суд. Правительство обещает в ближайшее время внести в Госдуму законопроект, призванный привести жилищное законодательство в соответствие с решением, принятым КС. «Это решение, безусловно, будет очень популярным, это вызовет поток граждан, которым раньше отказывали в регистрации», -- полагает председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.
Пока Дума и Совет Федерации не утвердили соответствующие поправки, граждане могут обратиться в суды общей юрисдикции для подтверждения признания жилых строений пригодными для постоянного проживания. Кроме того, из постановления КС следует, что субъекты федерации могут принять соответствующие поправки в жилищное законодательство «в опережающем порядке» еще до принятия законодательных изменений на федеральном уровне.
Региональным властям придется нелегко, если учесть, что в России сейчас примерно 20 млн садовых товариществ. Если в каждом из них можно будет прописываться, эти товарищества необходимо признавать населенными пунктами со всеми вытекающими последствиями -- придется учреждать местные администрации, строить магазины, дороги, а если понадобится, то и школы, детсады, поликлиники.
На практике далеко не все дачные товарищества могут превратиться в полноценные поселения. «Когда суды разных уровней отказывали нам в регистрации, в том числе говорилось о том, что улицы узкие, «скорая помощь» и пожарные машины не смогут проехать, -- рассказывает Юрий Шулевка. -- Но если человеку негде жить, то эти неудобства отодвигаются на второй план».
В Федеральной миграционной службе заявляют о готовности начать регистрацию граждан на дачных участках. «Но это должен быть надлежащим образом оформленный участок, а не какой-то самозахваченный кусок земли на опушке леса», -- поясняют представители ФМС.
По мнению Юрия Шулевки, решение Конституционного суда приведет к росту цен на дачные участки, поскольку «все большее количество людей желает жить на природе». С заявителем, выигравшим дело в КС, не согласен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Ясин. «Это решение вряд ли окажет какое-то влияние на цены на недвижимость или на сделки, просто это некоторое удобство для населения», -- заявил вчера руководитель КонфОП агентству Интерфакс. По мнению г-на Ясина, разрешение прописываться на дачных участках «позволит более достоверно информировать государство о своем местонахождении -- человек сможет честно сказать, что он живет за городом».
Остается добавить, что решение по «дачному» делу может стать последним вердиктом, вынесенным Конституционным судом перед его окончательным переездом в северную столицу. Начиная с 21 мая 2008 года обращения в КС следует направлять по новому адресу: 190000, г. Санкт-Петербург, площадь Декабристов, дом 1.
Прописка - ленинско-сталинский рудиментИнститут прописки был введен в Советской России в 1922 году. До декабря 1932 года прописка в СССР носила уведомительный характер и означала обязанность граждан регистрировать, «прописывать» документы в специальных книгах. Обязанность производить постоянную и временную прописку-выписку населения исполняли жилищные органы. Они делали это по заявлениям прибывших или выбывающих лиц.
27 декабря 1932 года в Советском Союзе была введена единая паспортная система и создана паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в структуру органов внутренних дел (НКВД). На ПВС была возложена обязанность регулировать прописку населения. В период с 1933 по 1935 год институт прописки становится разрешительным, превращаясь в одно из средств государственного управления.
Положением о паспортной системе СССР 1974 года был установлен порядок, при котором гражданин, изменивший место жительства или выбывший в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, обязан был выписаться перед выбытием, а при прибытии на новое место подать на новом месте заявление с согласием лица, предоставляющего жилую площадь. Находиться без прописки на любой территории СССР запрещалось.
В 1995, 1996 и 1998 годах Конституционный суд РФ трижды признавал антиконституционным сам институт прописки, однако чиновники переименовали ее в "регистрацию", и она продолжает действовать.