|
|
N°35, 28 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первые стали крайними
Шум самолетов вышел на политический уровень
На вчерашней расширенной коллегии Министерства транспорта вице-премьер Виктор Христенко призвал собравшихся извлечь полезный урок из так называемой первоапрельской проблемы. С 1 апреля этого года государства -- члены Европейского союза перестают допускать в свое воздушное пространство самолеты, уровень шума которых не соответствует критериям, сформулированным в 3-й главе Чикагской конвенции Международной организации гражданской авиации (ИКАО). По самым оптимистическим оценкам, от полетов в Европу таким образом отсекается не менее двух третей российского парка магистральных самолетов.
О надвигающемся ужесточении экологических требований в европейских аэропортах было известно давно (глава 3 принята еще в 1990 году). «Минтрансу надо было искать техническое решение проблемы, а не уповать на ресурсы большой политики», -- запоздало посоветовал глава правительственной комиссии по транспортной политике Виктор Христенко. Отметив, что в «первоапрельской проблеме» тесно переплелись интересы пассажиров, авиастроителей и авиаторов, вице-премьер с горечью констатировал: «И первые (т.е. пассажиры. -- Ред.) стали крайними».
Переговоры с европейскими авиационными властями об облегчении российским самолетам доступа в небо над западной частью континента идут тяжело, сообщил министр транспорта Сергей Франк. Обсуждать перспективы этих переговоров он счел преждевременным.
При этом на внутрироссийской арене воздушный транспорт оказался самой быстрорастущей частью обширного хозяйства Минтранса. Объемы перевозок по земле и по воде увеличились в 2001 году на 3--4%, а по воздуху -- сразу на 14%. Впервые за последние годы значительно выросли перевозки на внутренних авиалиниях. «Это отрадный признак восстановления гражданской авиации», -- подчеркнул министр Франк в своем докладе коллегии.
Этот подъем позволяет Сергею Франку и главе Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александру Нерадько надеяться, что подведомственный им авиатранспортный комплекс сумеет пережить еще одну каверзу, запланированную европейцами на 2006 год. Через четыре года, напомнил Франк участникам коллегии, Европейский союз вводит в действие 4-ю главу Конвенции ИКАО, требованиям которой не соответствуют вообще никакие российские самолеты. Тем не менее Франк и Нерадько считают, что к тому времени российский авиапром воспрянет из летаргического сна и произведет крылатые машины, соответствующие самым строгим западным стандартам.
Однако Сергей Франк не скрыл от подчиненных и тревожных симптомов. По оценке министра, в 2001 году был исчерпан потенциал роста за счет благоприятной внешней конъюнктуры и последствий августовской (1998 года) девальвации рубля. Теперь единственное, что остается транспортникам, трудиться так, чтобы производительность их труда росла быстрее их зарплаты.
Михаил КУКУШКИН