Время новостей
     N°63, 14 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.04.2008
Заплатите за несбывшуюся мечту
Клиенты Boeing требуют компенсации за срыв поставок Dreamliner
Клиенты авиастроительной корпорации Boeing начали требовать материальной компенсации за задержку поставок им нового коммерческого лайнера Boeing-787. Об очередном переносе сроков завершения проектирования этого самолета, известного также под брендом Dreamliner («самолет мечты»), Boeing объявил на прошлой неделе. Тем, что эта мечта все никак не материализуется, остались недовольны как «стартовый» пользователь Dreamliner -- японская компания All Nippon Airways (ANA), стоящая первой в очереди на получение этого самолета, так и другие авиаперевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона, поставки которым запланированы на 2010 и последующие годы.

Boeing в прошлую среду в третий раз перенес сроки начала поставок нового дальнемагистрального самолета: теперь с мая 2009 года на третий квартал того же года. С учетом предыдущих изменений графика общее отставание проекта от первоначальных планов достигло полутора лет.

Как сообщило в минувшую пятницу агентство Reuters, в разных стадиях процесса оформления требований о компенсации к Boeing находятся помимо ANA новозеландская авиакомпания Air New Zealand, индийская Air India, японские Japan Airlines (JAL), а также американская Virgin и британская British Airways. Австралийская компания Qantas, заказавшая 65 самолетов Boeing-787, уже успела подать иск о возмещении ей убытков. Компания Virgin, заказавшая 15 самолетов Dreamliner, и British Airways (24 заказанных самолета) заявили, что ведут переговоры с Boeing о выплате компенсации во внесудебном порядке.

В общей сложности более 50 авиакомпаний из разных стран мира заказали 892 самолета Boeing-787 общей стоимостью 145 млрд долл. Неисполнение контрактных сроков может обойтись Boeing в сотни миллионов долларов. "Boeing-787 является топливосберегающим транспортом. Задержка с поставками сильно ударит по нам", -- сказал Reuters глава JAL Харука Нисимацу.

Действительно Dreamliner позиционировался как самолет, потребляющий на 20% меньше топлива, чем существующие лайнеры, сходные по размерам и дальности. Если клиенты будут рассчитывать свои потери исходя из упущенной экономии топлива, то суммы их исков обещают быть тем большими, чем позже иски будут предъявлены. Ведь стоимость авиационного керосина сейчас имеет тенденцию к сильному росту.

Кроме того, если начало поставок и дальше будет откладываться, клиенты могут отказаться от заказов на Dreamliner в пользу конкурирующей машины А350 XWB, разрабатываемой европейским концерном Airbus, или же менее технологичных (и экономичных), но зато и более дешевых Boeing -767 и Boeing -777.

Михаил КУКУШКИН