|
|
N°63, 14 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как руки брадобрея
«Суини Тодд: Демон-парикмахер с Флит-стрит» на московских экранах
Бенджамин Баркер (Джонни Депп), лондонец, имевший неосторожность быть счастливым мужем своей красавицы жены, посредством интриг судьи Терпина (Алан Рикман) оказался за решеткой по сфабрикованному обвинению и провел долгие годы в австралийских застенках. Спустя годы Баркер вернулся в столицу Туманного Альбиона под именем Суини Тодда, открыл цирюльню и принялся выжидать, когда под его бритву попадет судья, к тому моменту уже изведший с этого света баркеровскую супругу и тянущий грязные лапы к дочери Баркера-Тодда. А до тех пор Суини тренируется в колото-резаных операциях на других посетителях парикмахерской, тем более что производство его можно с полным правом считать безотходным: незадачливых клиентов, отправившихся на небеса, утилизирует мисс Лаветт (Хедлена Бонем Картер), владелица располагающейся поблизости закусочной, в которой подают «худшие мясные пироги в Лондоне»...
При этом все на экране еще и поют. «Суини Тодд» -- перенесенный в кино мюзикл Стивена Зондхайма и Хью Уиллера, представление не самое популярное, но занимающее достойное место в череде музыкальных спектаклей. Мрачная, пропитанная черным юмором (да и просто чернухой) история, казалось бы, как нельзя лучше подходит для того, чтобы ее воплотил на экране режиссер Тим Бертон. Но именно здесь и начинаются главные проблемы, из-за которых вроде бы безупречный заведомо фильм превращается в «смутное пятно неизвестно чего» (как пелось в другой, не звучащей в фильме песне).
Случай Тима Бертона -- уникальный в своей безрадостности, но показательный настолько, что рассмотреть его придется во всех подробностях. Некогда один из самых главных визионеров Голливуда, умнейший и тончайший стилист, сумевший перенести на экран все свои юношеские комплексы, поклонник старых черно-белых фильмов ужасов и небольшой охотник до чтения книг, режиссер милостью божией, он на глазах изумленной публики напрочь потерял способность удивлять и завораживать. В 1999 году он снял последний фильм, к которому не было, да и не могло быть никаких претензий, -- готическую сказку «Сонная лощина», весьма вольную фантазию по мотивам классической новеллы Натаниэля Готорна. А после этого... Тяжеловесная и скучная «Планета обезьян» (2001)... Прогорклая в своей добродетели, фальшивая и натужная «Крупная рыба» (2003)... «Чарли и шоколадная фабрика» (2005) -- неплохая, но, в сущности, лишь имитирующая былую изобретательность экранизация знаменитой детской книжки... «Труп невесты» (2005) -- замогильная мультипликационная история, не идущая ни в какое сравнение с на самом деле выдающимся «Кошмаром перед Рождеством»... Буквально на глазах некогда один из самых перспективных и бесконечно многообещающих американских режиссеров превратился в ремесленника, изготовляющего эффектные, но совершенно нерадующие елочные игрушки, место которым на осыпавшейся елке, которую все никак не сподобятся вынести из квартиры даже в разгар первомайских праздников. К сожалению, «Суини Тодд» не стал прорывом и приводит к выводу, что кризис Бертона продолжается, а свет в конце туннеля пещеры ужасов в захолустном «Луна-парке» так и не забрезжил. Казалось бы, о чем еще мечтать: вечный ребенок с копной спутанных волос на умной голове взялся за сюжет, стопроцентно подходящий для его натуры, -- мюзикл про убийцу-парикмахера, который осуществляет свою месть без отрыва от основной работы. В главной роли -- Джонни Депп, нестареющий фавн с глазами средневековой горгульи, бетховенской шевелюрой и нездоровым блеском в глазах, откровенных, как сталь клинка. Викторианская Англия, пышная и грязная одновременно. Не самая дурная музыка. Но при этом в голове (промолчим о сердце) решительно ничего не происходит -- хочется, чтобы фильм, в котором все понятно с самого первого кадра, поскорее закончился. И одна, другая... третья ария подряд кажется излишней и неинтересной. Похоже, что обыкновенный процесс избавления очередного господина от выросшей щетины (вроде как в фильме Энди Уорхола «Бритье») может быть куда более любопытным, чем весь этот натужный декаданс.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ