Время новостей
     N°62, 11 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2008
«Трехкитовая» опера
Скандальное дело о контрабанде мебели вернули в Наро-Фоминск
Скандальное уголовное дело о масштабной контрабанде элитной мебели, продававшейся через торговые дома «Три кита» и «Гранд», будет рассматриваться все же в суде подмосковного города Наро-Фоминск. Такое решение принял вчера Мособлсуд, рассмотрев кассационное представление Генпрокуратуры на решение Наро-Фоминского суда о передаче дела в один из районных судов Санкт-Петербурга.

Проведения процесса именно там активно добивалась защита обвиняемых, настаивая, что судебное следствие должно проходить в месте, где были совершены предъявляемые подсудимым преступления (мебель ввозилась на территорию РФ через Петербург). Однако Генпрокуратура РФ потребовала, чтобы дело о контрабанде мебели непременно рассматривалось в Московской области (где мебель проходила таможенную «очистку»), и обратилась с протестом в Мособлсуд.

Вчера он удовлетворил кассационное представление Генпрокуратуры, и 250 томов «мебельного дела» вечером в четверг были вновь отправлены в Наро-Фоминск. Там на скамье подсудимых окажутся девять человек, в том числе бывший фактический руководитель торговых центров «Гранд» и «Три кита» Сергей Зуев. По данным следствия, мебель в его магазины поступала через границу по недостоверным декларациям. Сумма неуплаченных таможенных платежей, согласно материалам следствия, составила более 20 млн руб., хотя изначально в правоохранительных органах ущерб оценивали в десятки миллионов долларов. Помимо контрабанды некоторым из подсудимых вменяются незаконная легализация имущества и уклонение от уплаты пошлин.

«Трехкитовое» дело -- по фактам контрабанды дорогой мебели -- начало обрастать скандалами и интригами с самого старта расследования, начатого еще летом 2000 года Государственным таможенным комитетом (ГТК, ныне -- Федеральная таможенная служба) и Следственным комитетом (СК) при МВД. Тогда таможня арестовала крупную партию импортной элитной мебели, предназначенной для продажи в торговых центрах «Три кита» и «Гранд». По данным ГТК, она была ввезена в Россию нелегально, с использованием подставных фирм («Лига Марс», "Бастион", «Сэфтранс», «Альянс-95», «Альянс-96» и т.д., связанных с одним из владельцев «Трех китов» и «Гранда» Сергеем Зуевым), по поддельным документам, с многократным занижением в декларациях настоящей стоимости. Таможенники предъявили «Лиге Марс» и «Бастиону» претензии на 2,5 млн долл. Деньги в обмен на снятие с мебели ареста внес хозяин «Трех китов» и «Гранда» Сергей Зуев, формально не имевший отношения к фирмам-поставщикам. Затем он пожаловался на ход следствия в Генпрокуратуру, которая в ноябре того же года забрала дело в свое производство, а спустя еще несколько месяцев и вовсе заявила о его закрытии за отсутствием состава преступления.

Вместо этого прокуроры обвинили в должностных преступлениях сотрудников правоохранительных органов, начинавших расследование «трехкитового» дела -- следователя СК Павла Зайцева, начальника таможенной инспекции ГТК Александра Волкова и замначальника управления таможенного расследования и дознания ГТК Марата Файзулина. (Позже таможенники Волков и Файзулин были полностью оправданы. Следователя Зайцева судили дважды. В 2002 году его полностью оправдали. Но после того как Верховный суд по представлению Генпрокуратуры отменил оправдательный приговор, начавшийся заново суд вину г-на Зайцева посчитал доказанной и приговорил его к двум годам условно.)

Конфликт силовых ведомств получил новый виток в 2002 году, когда по настоянию депутатов Госдумы Генпрокуратура вынуждена была возобновить следствие по делу о контрабанде мебели. Для расследования по личной инициативе президента Путина был приглашен «независимый» следователь Леноблпрокуратуры Владимир Лоскутов. Долгое время и после этого дело не двигалось с мертвой точки, но в 2006 году, сразу после ухода с поста генпрокурора Владимира Устинова, были арестованы сразу пятеро обвиняемых -- Сергей Зуев и четыре сотрудника подставных фирм, через которые, по версии следствия, осуществлялись поставки мебели. Кроме того, было официально объявлено, что участники мебельной аферы имели «большие связи в правоохранительных органах, которые препятствовали следствию». Вскоре после этого своих постов лишились почти два десятка высокопоставленных чинов из ФСБ, прокуратуры и ФТС, но конкретные фамилии «разоблаченных» официально не назывались.

В декабре 2007 года следователь Лоскутов объявил о завершении следствия и передаче дела в суд Наро-Фоминска, после чего стала раскручиваться новая интрига. 28 января 2008 года Наро-Фоминский суд удовлетворил ходатайство защиты обвиняемых и направил дело на рассмотрение в Кировский суд Санкт-Петербурга. Подобное решение не удовлетворило уже Генпрокуратуру, считавшую, что слушания должны проходит именно в Подмосковье, где находятся Селятинские склады временного хранения, куда и поступали контрабандные грузы. Генпрокуратура подала кассацию в Мособлсуд, который ее удовлетворил, вновь передав материалы дела в Наро-Фоминск на рассмотрение дела в том же составе суда.

Вчера в Мособлсуде зачитали лишь резолютивную часть решения, и причины отмены прежнего решения пока не известны. «Мне абсолютно непонятно, чем руководствовался суд», -- отметил адвокат Сергея Зуева Кирилл Полищук, заявив, что защитники намерены подавать кассацию в надзорную инстанции. Кроме того, г-н Полищук сообщил, что на ближайших судебных слушаниях в Наро-Фоминске адвокаты подадут сразу несколько ходатайств. Во-первых, они намерены выяснить судьбу мебели, вывезенной в 2001 году из торговых комплексов. По дороге 50 груженых фур, по словам адвоката, «потерялись». Ответственным за вывоз мебели из «Трех китов» был назначен сотрудник Центральной оперативной таможни Гришнов. По факту утери было возбуждено уголовное дело по статье «халатность», но его судьба стороне защиты пока неизвестна. Также адвокаты планируют подать ходатайство о начале уголовного расследования по факту незаконной, по их мнению, продажи вещественных доказательств, той же самой дорогой мебели, изъятой в «Трех китах» во время первых обысков.

Слушания по «трехкитовому» делу в Наро-Фоминске, по словам Кирилла Полищука, вероятно, начнутся уже в конце апреля.

Татьяна ГРИЦЕНКО
//  читайте тему  //  Дело о "Трех китах"