Время новостей
     N°62, 11 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2008
Исполнительная молитва
Судебные приставы поддержали претензии монастыря на здание РГГУ
Начавшаяся еще в 90-е вялотекущая «церковная реституция» по-прежнему сопровождается конфликтами представителей Русской православной церкви с нынешними обитателями исторических культовых зданий. Этой весной в Москве разразилось сразу два скандала на почве раздела недвижимого имущества, на которое Московская патриархия решила восстановить свои права. Сначала покидать насиженное место и передавать особняк на Рождественском бульваре в пользу Сретенского монастыря отказалось Всероссийское музыкальное общество. А в минувшую среду насельникам Заиконоспасского монастыря пришлось прибегнуть к помощи судебных приставов, чтобы получить помещения в здании на Никольской улице, 9, занимаемом Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ).

Судебные исполнители в сопровождении охранников монастыря нагрянули в университет в помещения факультета истории, политологии и права Историко-архивного института РГГУ в среду во время лекций. Они предоставили копию исполнительного листа от 2004 года, в котором говорилось о передаче здания Заиконоспасскому монастырю. При этом «полувоенная, похожая на казачью форма» охранников монастыря, видимо, заставила студентов и преподавателей назвать происходящее силовым захватом. Однако, по сообщению пресс-службы управления Федеральной службы судебных приставов по Москве, «никаких исполнительных действий, связанных с принудительным выселением» не проводилось. Приставы якобы лишь осуществляли 9 апреля проверку исполнения решения арбитражного суда Москвы о выселении РГГУ из нежилых помещений. Причем, как говорится в официальном сообщении столичного УФССП, «представитель должника указал, что должник готов добровольно исполнить решение суда в полном объеме в пятидневный срок».

По данным УФССП, иск департамента имущества города Москвы об освобождении помещений, занимаемых университетом, был удовлетворен еще в 2004 году. Кроме того, в ноябре 2006 года Московское правительство выпустило постановление №888-ПП, согласно которому это, а также еще ряд строений на Никольской общей площадью 4402,1 кв. м постепенно должны быть переданы в безвозмездное пользование подворью Патриарха Московского и всея Руси. По словам диакона Заиконоспасского монастыря отца Димитрия (Петровых), руководство вуза в течение двух лет уклонялось от передачи занимаемых помещений в собственность церкви. «Все это время нами предпринимались различные попытки решить вопрос с руководством университета на юридическом уровне, но, к сожалению, это сделать так и не удалось», -- цитирует диакона Интерфакс. До революции 1917 года здесь находились монастырская колокольня и воскресная школа, сейчас же, по словам отца Димитрия, послушникам воскресной школы при монастыре приходится заниматься «в очень маленьком и неудобном закутке».

Впрочем, РГГУ -- далеко не последняя организация в очереди на выселение из зданий, причитающихся церкви. «В настоящее время патриаршее подворье в этих строениях арендует часть нежилых помещений, а часть занята другими арендаторами. Они по мере завершения сроков договора аренды будут выводиться из строений бывших монастырей», -- рассказали журналистам в мэрии.

Как напомнил «Времени новостей» председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, подобные споры в столице не редкость, ведутся они довольно давно и вряд ли быстро иссякнут в связи с дефицитом в городе нежилых помещений. Напомним, что острые конфликтные ситуации между церковью и мирянами возникали в 2004 году, когда Сретенский мужской монастырь претендовал на здание школы №1216. В том же году толпа верующих буквально захватила храм Воскресения Христова в Кадашах, где располагался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, а в 2005-м реставраторы были окончательно выселены. Кроме того, в прошлом году имущественный спор возник между Государственным музеем Востока и приходом церкви Илии Пророка. «Поэтому и предусмотрено поэтапное освобождение, -- пояснил г-н Москвин-Тарханов. -- Если это коммерческая структура, помещение освобождается после того, как истекает срок аренды, если социальная, придется ждать, ждать и ждать».

В некоторых случаях, особенно когда это касается музеев, располагающихся в храмах, городские власти договариваются о совместном пользовании зданиями. Но в целом, заверил депутат, Москва готова удовлетворить потребности церкви, так как сегодня это тоже «острая социальная потребность» для горожан. Храмов должно быть больше, «а то на Пасху стоят как в очереди в советское время», отмечают в Мосгордуме. «С Московской патриархией складываются нормальные деловые отношения, -- рассказал г-н Москвин-Тарханов. -- Хотя с некоторыми приходами возникают напряжения, но не столько из-за руководства церкви, сколько из-за некоторых чересчур активных прихожан».

Примечательно, что патриархия, во всяком случае внешне, действительно не является инициатором подобных конфликтов. В среду на встрече с главой «Росимущества» Валерием Назаровым Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что церковь понимает, что «реституция -- это сложный процесс», и потому не намерена поднимать вопрос о нем. «В то же время мы приветствуем те шаги «Росимущества», которые способствуют возвращению церковных и храмовых зданий в тех случаях, когда это возможно и необходимо», -- уточнил патриарх.

В свою очередь г-н Назаров пояснил в интервью РИА Новости, что «многие пользователи имущества, когда-то принадлежавшего религиозной организации, не спешат передавать здания церкви по причине того, что им просто некуда переезжать». Однако решать подобные вопросы ведомству приходится, поскольку на то есть соответствующее поручение президента Владимира Путина. «Мы обязаны выполнять букву закона. Следовательно, религиозные организации рано или поздно получат в собственность то, что было у них отобрано», -- подытожил глава «Росимущества». Другое дело, что некоторые прихожане, да и клирики, судя по всему, хотят, чтобы это случилось "рано", а не "поздно".

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Недвижимость