На днях главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий обнародовал
план развития отечественного флота. Наиболее важная часть плана -- строительство пяти-шести авианосцев к середине столетия. Авианосцы и образованные на их основе авианосные ударные группы являются ныне главным показателем военно-морской мощи государств. В случае реализации этой амбициозной программы российский флот может стать наиболее серьезным конкурентом американцев в Мировом океане.
После второй мировой войны Соединенные Штаты смогли установить единоличный контроль над Мировым океаном. Советский Союз был второй сверхдержавой, но оставался по большому счету сухопутной страной -- советские ВМС были стянуты вокруг границ. В отличие от СССР США смогли создать сеть военно-морских баз по всему миру -- они использовали многосторонние механизмы наподобие НАТО, а то и просто создавали базы там, где требует обстановка (например, в Бахрейне, где находится штаб-квартира 5-го американского флота).
Сохранение контроля над Мировым океаном в XXI веке США считают такой же важной задачей, как и в годы «холодной войны». По морю осуществляется 95% американской внешней торговли и, что особенно важно, почти весь импорт нефти. От импорта нефти сильно зависят Китай, Япония, Индия -- страны, способные оказать наибольшее влияние на расстановку сил в мире в наступившем веке.
Соединенным Штатам становится все труднее сохранять контроль над Мировым океаном. Если на закате «холодной войны» в 1987 году американский флот насчитывал 568 кораблей, то к 2008 году он сократился до 279 единиц. Согласно 30-летней (2009--2038 годы) программе развития американского военного флота руководство ВМС планирует увеличить к 2020 году его численность до 313 кораблей (включая 11 авианосцев) и удерживать на этом уровне до начала 2030-х годов.
Срок службы корабля в среднем составляет около тридцати лет, поэтому для поддержания численности флота на уровне 300 единиц надо ежегодно строить десять новых кораблей. Примерно столько и запланировано -- 296 кораблей с 2009 по 2038 год. Однако эта цифра вызывает сомнения. Согласно 30-летней программе развития американского флота расходы на закупку новых кораблей должны составить в среднем 24 млрд долл. в год. Достичь этой цели почти невозможно -- в последние годы эта цифра не превышала 11 млрд долл., к тому же огромные суммы уходят на военные действия в Ираке и Афганистане.
Скорее всего сокращение численности американского флота продолжится, и руководство ВМС может лишь затормозить этот процесс. Главной жертвой, судя по всему, станут эсминцы нового поколения DDG-1000 (тип «Зумвальт»). План их закупки сокращен с 30 до 7 единиц. В профильном подкомитете конгресса звучат требования к руководству флота отказаться от строительства эсминцев стоимостью 3 млрд долл. каждый. Одновременно был увеличен срок службы примерно полусотни стоящих ныне на вооружении эсминцев DDG-51 (тип «Арли Берк») с тридцати до сорока лет. Тем не менее при нынешних темпах строительства 5--7 кораблей год к 2020 году численность американского флота упадет ниже 250 единиц.
Другая военно-морская проблема США связана с изменением характера угроз. Во время «холодной войны» флот должен был обеспечить сдерживание Советского Союза в Атлантике и Тихом океане в четко обозначенных границах. Новые угрозы -- терроризм, распространение оружия массового уничтожения, пиратство -- требуют ныне от США глобального военно-морского присутствия. Задачи флота расширяются, а его численность сокращается.
Этим объясняется предложенная руководством американских ВМС концепция создания международного флота в составе тысячи кораблей. Членство в этих международных ВМС будет добровольным. В качестве взноса принимаются не только корабли, но вообще все, что способствует укреплению безопасности на море. Как пояснил адмирал Майкл Маллен, «каждый даст, что он сможет, когда сможет и насколько сможет».
Это означает, что в военно-морской стратегии США происходят серьезные изменения. Если раньше господство на море обеспечивалось за счет колоссального превосходства американского флота над возможными соперниками, то в будущем контроль над Мировым океаном США намерены обеспечить за счет разделения труда с союзниками и партнерами. Своими силами Вашингтон будет присматривать лишь за наиболее важными для США морскими участками -- Панамским каналом, Ормузским и Малаккским проливами.
Опасность для России таится в том, что создание американцами международных ВМС серьезно девальвирует ценность перевооружения российского флота. Российское руководство окажется перед выбором. России придется либо включить свой флот в состав международных ВМС, формируемых США, либо приготовиться к тому, что ее флот окажется в изоляции перед лицом противостоящей совокупной мощи коалиционных военно-морских сил.