|
|
N°62, 11 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не мудрствуя лукаво
«Кулибин» в Крокин-галерее
У великого изобретателя XVIII столетия Ивана Петровича Кулибина было две проблемы. Первая: многие его важные, общественно значимые работы не были реализованы (к ним относится мост через Неву с пролетом 300 метров, без промежуточных опор посередине). Вторая: Иван Петрович не получил фундаментального образования. Его вела по жизни великая интуиция. Он был гениальным автодидактом. Посему его идеи принадлежат сфере скорее эстетической, с ее кантианской независимостью, незаинтересованностью и «целесообразностью без цели».
Руководители Крокин-галереи умно прокомментировали означенные качества великого изобретателя, представив нам мозаику работ, объединенных сюжетом: Кулибин-художник. Как и полагается в узусе галантного века, царицей выставки стали оптика и механика. Татьяна Баданина показала «Генератор радуги»: множество стеклянных призм, рассеивающих свет на спектр. Сопроводительным материалом проекта оказались великолепные чертежи художницы, в которых спектральные лучики формируют своды готического собора. Сергей Шутов выставил в клетке механического робота-художника под именем «Диги». Если выпустить робота из клетки, он начнет ездить по полу и оставлять на нем замысловатые графические узоры (грифель прикреплен у основания конструкции). Снова интересны предъявленные комментарии: письма на разных гостиничных бланках из многих стран мира, в которых господин Шутов жалуется супруге, как его измучило собственное творение, неугомонное, требующее внимания и заботы.
Александр Пономарев механическим способом решил победить энтропию. Сор из мастерской с моторчиками, стеклянными колбочками и театральными париками он опустил в резервуар, в котором тихой жизнью живут разные замысловатые моторы и качает по прозрачным трубочкам воду насос. Вода поднимается к другому резервуару, в котором плавает шар с атласом звездного неба. Под давлением шар то опускается на дно сосуда, то поднимается на поверхность. Что и говорить: неожиданный способ борьбы со случайностью миропорядка.
Юрий Аввакумов тоже борется с хаосом, понятым через атрибутику эпохи барокко. Привычная иконография темы «суета сует» -- игральные карты. На картинах малых голландцев и фламандцев они свидетельствуют об убиении времени в пустячных и суетных занятиях. Аввакумов смонтировал из карт супрематический и кинетический модуль. Объект стал ассоциироваться с опусами времен русского авангарда, когда доверие конструктивной сборке мироздания было безусловным.
Чудесную кулибинско-кантовскую «целесообразность без цели» явили на выставке черно-белый мобиль Владимира Наседкина, метафорически репрезентирующий технологию изготовления гравюры, хай-тековские скульптуры Кирилла Александрова, ассоциирующиеся с корпускулярной монадической Вселенной лейбницевского барокко.
Сосредоточенное механическое движение в залах галереи настраивает на приятственный лад. Будто любуешься кулибинским механическим театриком в «златом чертоге» маленьких часов,или наблюдаешь куклу-автомат из сказок Гофмана.
Сергей ХАЧАТУРОВ