Калининградская область пытается добиться для себя льготного визового режима в новом соглашении России с ЕС
МИД России не имеет ничего против включения в новое
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС отдельного раздела по проблематике Калининградской области. Об этом корреспонденту «Времени новостей» сообщил посол по особым поручениям отечественного внешнеполитического ведомства Андрей Цыганов. Переговоры по СПС, как ожидается, возобновятся на июньском саммите Россия--Евросоюз в Ханты-Мансийске.
С просьбой включить ее в новое соглашение Калининградская область на разных уровнях выступает уже не первый год. Последний раз такую идею высказывал спикер регионального парламента Сергей Булычев месяц назад в ходе встречи с группой депутатов Европарламента. Тогда ему ответили прямо: «Вы хотите отдельного положения по Калининграду в новом соглашении? Тогда надавите на Москву, ведь там хотят подписать короткий по содержанию и общий по смыслу документ». Примерно такую же точку зрения прошлой осенью, побывав в Калининграде, озвучила и комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. «Тема Калининграда каким-либо отдельным блоком в новом соглашении звучать не будет», -- заявила она корреспонденту "Времени новостей".
Однако высокопоставленный представитель МИД РФ Андрей Цыганов заявил "Времени новостей", что валить с больной головы на здоровую не стоит. По его словам, МИД России к идее включить проблематику Калининградской области отдельным блоком в новое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом относится совершенно спокойно. «Именно наше ведомство в свое время высказывало такую идею. Мы советовались с калининградским правительством и нашли по этому вопросу понимание. Представители ЕС высказывались за то, что соглашение следует сделать компактным, рамочным, не перегруженным конкретными деталями. Позиция МИД России такова -- ничто не мешает договориться и сделать приложение по Калининградской области. Со стороны ЕС, однако, пока не просматривается особых одобрительных сигналов», -- пояснил г-н Цыганов.
Комментируя однозначную позицию Бениты Ферреро-Вальднер, он дал понять, что госпожа еврокомиссар -- достаточно гибкий переговорщик: «Когда мы начали весьма активно ставить перед ней калининградский визовый вопрос, она вообще отвечала, что все российские соображения на этот счет, мол, надуманы. Но когда еврокомиссар приехала сюда и прочувствовала остроту вопроса, она поняла -- вместо упрощения визовых процедур калининградцы получили усложнение. И ее точка зрения изменилась».
Включение Калининградской области в новое СПС позволило бы избавиться от ряда проблем, которые регион имеет из-за своего уникального геополитического положения. Одна из очевидных проблем -- визовые трудности, которые испытывают жители российского эксклава на Балтике. Прежде в качестве компенсации за свою оторванность от «материка» (область окружена странами ЕС и не граничит на суше с Россией) они имели бесплатные многократные долгосрочные визы в Польшу и Литву, которые оформлялись без приглашений. С лета 2007 года вступило в силу Соглашение между РФ и ЕС о взаимном упрощении визовых процедур, которое для калининградцев обернулось усложнением -- они лишились льготных виз.
Россия пыталась оперативно исправить ситуацию, но не вышло. «В прошлом году вместе с литовскими партнерами мы подготовили соглашение, которое позволяло бы и после июля 2007 года выдавать жителям Калининградской области и гражданам Литвы многократные, долгосрочные, бесплатные визы, причем без приглашения. Мы очень внимательно проработали шенгенское законодательство. Как казалось нам и литовским партнерам, был найден чистый с юридической точки зрения вариант решения проблемы. Но в Брюсселе его не поддержали», -- пояснил г-н Цыганов.
Теперь между Россией, Польшей и Литвой начинаются переговоры о создании на территории Калининградской области приграничных зон, жители которых могли бы ездить в соседнюю страну не по визе, а по спецпропуску, получить который дешевле и проще. «Такой режим мы рассматриваем лишь как элемент, который может в какой-то степени смягчить, но не решить калининградский визовый вопрос. Наши предложения мы готовили не оторванно от местных реалий, а на конкретной основе. Брали карты, чертили границы возможных приграничных зон и смотрели, какой населенный пункт попадает, а какой нет. Рассчитываем, что в льготную приграничную зону будут включены крупные города, такие, как, например, Клайпеда», -- добавил дипломат. Если Клайпеда войдет в льготную приграничную зону, вполне резонно было бы включить в нее и полумиллионный Калининград. Однако пока ясности в этом вопросе нет.
Региональный уполномоченный по правам человека Ирина Вершинина считает, что калининградцы, лишившись льготных виз, стали жить хуже. Она пригласила в самый западный регион России комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, чтобы он на месте разобрался с непростым визовым вопросом. «Мы понимаем, решение визовых вопросов не входит в компетенцию господина Хаммарберга. Однако уверены -- побывав у нас, он сможет обратить внимание Еврокомиссии на калининградскую проблему», -- считает г-жа Вершинина.
С теми, кто уверен, будто права жителей региона в деле получения виз и последующего свободного перемещения никак не ущемлены, она готова поспорить. «С формальной точки зрения, все действительно нормально, нарушений нет. Но вот условия для реализации целого ряда неотъемлемых гражданских прав серьезно ухудшились. За все время существования льготного режима выдачи польских и литовских виз калининградцы ничем плохим не прославились. Наоборот, жители региона зарекомендовали себя добропорядочными и законопослушными людьми. Так почему понадобилось отработанный режим отменять?» -- приводит она свои аргументы.
Инициатива омбудсмена уже обсуждалась в комитете областной Думы по международным делам. Глава этого комитета Борис Баталин заявил «Времени новостей», что полностью с точкой зрения Ирины Вершининой согласиться не может, но готов поддерживать любую инициативу, направленную на либерализацию визового режима для калининградцев.