Во вторник избранный президент
Дмитрий Медведев на встрече с членами бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил о необходимости синхронизировать сроки принятия концепции социально-экономического развития страны до 2020 года и разработки предложений по налоговой и пенсионной реформе. Как известно,
концепция-2020 первоначально должна была быть утверждена в мае, а предложения по налоговой реформе Министерство финансов по плану подготовит только в августе. Но уже вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина, а именно ее ведомство занимается подготовкой стратегии до 2020 года, заявила, что в мае этот документ принимать не будут.
Зато на Санкт-Петербургском экономическом форуме, который состоится 6--8 июня, обсуждение концепции развития России на долгосрочную перспективу должно занять одно из центральных мест. «Будем обсуждать проект концепции, но она будет принята позже», -- заявила вчера г-жа Набиуллина журналистам. По ее словам, необходимо «увязать основные параметры концепции с параметрами налоговой системы, здравоохранения и пенсионной системы». Вопрос, когда же концепция, переписанная уже по пятому разу, наконец увидит свет, остался пока без ответа.
У концепции-2020 с самого начала оказалась тяжелая судьба. Первая попытка принять ее состоялась еще в июле 2007 года, но тогда документ был раскритикован экспертным сообществом за недостаточную амбициозность и абстрактность.
Затем стратегию попытались было принять осенью прошлого года, но тут в ее судьбу вмешался президент Владимир Путин. «
От этого документа мы действительно ждем многого, а потому в нем нужно не только заявить о наших приоритетах построения инновационной экономики. Главное -- концепция должна дать четкий ответ на то, какими способами и инструментами мы будем добиваться решения этих задач, двигаться к заявленным целям», -- заявил президент на совещании с членами кабинета министров в ноябре 2007 года. «Я прошу внимательно отнестись к такой постановке вопроса, потому что до 2020 года концепция действительно должна стать руководством к действию и законодательной, и исполнительной власти», -- подчеркнул г-н Путин и собственноручно передвинул срок принятия концепции на февраль 2008 года. Видимо, намереваясь познакомить население с долгосрочными планами властей накануне президентских выборов.
Но и февраль оказался неподходящим сроком. Вернее, в концепции хотя и прибавилось конкретики, но по-прежнему недоставало амбициозности. В базовом варианте стратегии перед страной, как перед героем русских народных сказок, лежало три возможных пути -- инерционный, энергосырьевой и инновационный. Первый путь ведет к замедлению роста ВВП до 3,2% в 2011--2020 годах, второй давал возможность расти темпами в 5,3%, и лишь третий позволял динамично развиваться, демонстрируя ежегодные темпы прироста в 6,4%.
Но Владимира Путина не устроило такое многообразие.
На заседании Госсовета 8 февраля 2008 года он дал понять, что у России нет иного выбора, кроме как строить инновационную социально ориентированную экономику. В последнем варианте концепции остался только один, инновационный, сценарий. При этом период разбит на две пятилетки и одну трехлетку: 2008--2012 годы -- подготовка к прорыву на мировом экономическом фронте; 2013--2017 годы -- непосредственно прорыв и в 2018--2020 годах -- закрепление России на лидирующих позициях в мире. ВВП России за эти 13, точнее, уже 12 лет должен увеличиться в 2,3 раза. Кроме того, авторы стратегии добавили к ней пошаговый план действий правительства по реализации на практике положений концепции, о котором также говорил г-н Путин на Госсовете. Правда, какие именно это будут шаги, пока держится в секрете.