Время новостей
     N°61, 10 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2008
Перспективное финансирование
Спрос на транспорт обеспечил российскому лизингу рекордные темпы
За прошедший год объем лизинговых сделок в России вырос более чем в два раза и превысил 35 млрд долл. Такие данные приводились в ходе конференции «Рынки лизинга в странах Европы: основные тенденции и особенности развития», которую вчера открыла председатель Российской ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг") Елена Скрынник. Активное развитие этой отрасли объясняется растущим спросом на транспортные средства, которые составляют львиную долю рынка. Аналитики отмечают, что в условиях кризиса ликвидности в более выгодном положении находятся компании, созданные банками или промышленными компаниями, поскольку они имеют постоянные источники финансирования.

По данным генерального директора Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний Leaseurope Тангу ван де Верве, объем лизинговых сделок, заключенных компаниями, входящими в ассоциацию, в прошлом году приблизился к 300 млрд евро. При этом 61% этих средств пришелся на материнские и независимые компании. Крупнейшей по объему сделок стала британская Lombard Business Finance. В пятерку лидеров вошли дочерние структуры таких европейских организаций, как Unicredit, Societe Generale и BNP Paribas.

Заместитель председателя «Рослизинга» Сергей Королев рассказал, что в мировом объеме сделок доля России составляет 14,1%. Доля лизинга по отношению к ВВП равна 2,7%, тогда как в остальном мире -- около 5%. Впрочем, г-н Королев напомнил, что в России лизинг существует только 14 лет, а законодательная база была создана лишь десять лет назад. С 1998 года объем рынка вырос в 25 раз, до 35,4 млрд долл. Резкий скачок, более чем вдвое, произошел в 2007 году. Основная доля отечественных лизинговых сделок приходится на автомобильную и железнодорожную отрасли -- в прошлом году объем сделок там увеличился на 100 и 287% соответственно. По мнению г-на Королева, такие показатели связаны с ростом спроса на автомобили и развитием железных дорог. «Прошедший год характеризовался выходом лизинговых компаний в регионы, -- отметил он. -- Это связано с общим ростом экономики, а также с усиливающейся конкуренцией в столицах». Кроме того, благодаря конкуренции снижаются процентные ставки, а авансовые платежи порой опускаются до нуля.

Крупнейшей компанией на рынке лизинга по итогам 2007 года является «ВТБ-лизинг» -- объем заключенных ею сделок превышает 113 млрд руб. В пятерку лидеров отечественного рынка вошли «РГ-лизинг», «Росагролизинг», лизинговая компания «Уралсиб» и «Бизнес Альянс».

Как отмечается в докладе директора по развитию бизнеса лизинговой компании Europlan Александра Михайлова, семь из десяти крупнейших участников этого рынка являются «банковскими», то есть созданы как дочерние структуры крупных российских кредитных организаций. Остальные участники рынка -- «окологосударственные», кэптивные или узкоспециализированные, а также независимые компании. Преимуществами последних, по мнению автора доклада, являются самостоятельная модель бизнеса и «опыт работы с клиентами в России», а также малые объемы сделок в среднем. «Банковские» же лизинговые компании предпочитают чаще осуществлять крупные сделки, при этом они обладают некоторым преимуществом в виде дистрибуции на основе своей сети. Деятельность кэптивных компаний значительно облегчают материнские финансовые ресурсы, однако их недостатком является модель бизнеса, которая тесно связана с производственно-сбытовой политикой. «Окологосударственные» компании также имеют доступ к дополнительному финансированию, однако их отличает «особое построение дистрибуции» и малопрозрачная модель бизнеса.

«При ужесточении кредитных условий в наиболее выгодном положении находятся лизинговые компании, принадлежащие банкам или предприятиям -- производителям предметов лизинга, так как эти лизинговые компании имеют доступ к ресурсам материнских компаний для осуществления лизинговых сделок, -- отмечает старший аналитик ИГ «Антанта Пиоглобал» Максим Осадчий. -- При этом многие кэптивные лизинговые компании обращаются и к сторонним источникам финансирования, так как им не хватает средств материнской структуры. Отсутствие стабильного доступа к относительно дешевому ресурсу в условиях дефицита ликвидности ведет к вытеснению независимых игроков с рынка. Между тем доступ к зарубежным источникам финансирования для лизинговых компаний, как правило, еще более затруднен, чем для банков».

«На данный момент, пока мировой финансовый кризис еще не сильно сказывается на ликвидности в России, лизинговый рынок почти не испытывает трудностей, -- отмечает представитель частного российского банка. -- Более того, часть клиентов, которых отсеяли банки, обращаются за финансированием к лизингу, и происходит перетекание. Однако если ситуация с дефицитом денег усугубится, мелкие участники рынка могут не выдержать без поддержки. Такие гиганты, как КамАЗ, которые просто создали лизинговую компанию для ускорения реализации, в любом случае останутся на плаву».

Николай КОЧЕЛЯГИН