Время новостей
     N°60, 09 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2008
Ядовитая страсть
В Ярославле судят серийного отравителя
В Ярославском областном суде на днях начался и сразу же был приостановлен процесс по делу 37-летнего местного жителя Вячеслава Соловьева, имеющего все шансы войти в историю российской криминалистики в качестве одного из самых коварных серийных убийц-отравителей. Он обвиняется в совершении шести убийств и четырех покушений на убийство -- все эти преступления были совершены с помощью ядов. По данным следствия, среди жертв Соловьева две его жены и дочь, годовалый ребенок соседей и следователь местного РУВД. Также ему вменяется попытка убийства и третьей жены. В большинстве этих преступлений Соловьев признался, однако мотивы его действий пока остались неясными. В ходе следствия он объяснял свои поступки невнятно и несколько раз менял показания. На суде же Соловьев ничего объяснить не успел.

Рассмотрение его дела в облсуде началось на прошлой неделе, но после первого же заседания, на котором было оглашено обвинительное заключение, Вячеслав Соловьев предпринял попытку самоубийства, вскрыв себе вены. В результате в процессе был объявлен перерыв, который продлится скорее всего долго. Сначала обвиняемый пройдет курс лечения, потом, как полагается после попыток суицида, он пройдет еще одну психиатрическую экспертизу. Однако следователи, которые вели это дело, уверены, что процесс все же будет доведен до приговора. Психиатры ранее уже два раза обследовали Соловьева и оба раза признали его полностью вменяемым.

Первой жертвой Вячеслава Соловьева, по данным следствия, стала его первая жена Ольга. Знакомы они были еще со школы, прожили вместе 14 лет, в 1989 году у них родилась дочка Настя. По словам следователей, соседи, знавшие Вячеслава и Ольгу в тот период, до сих пор не могут поверить, что такое могло произойти. Семья эта считалась дружной и практически образцовой. Ольга не работала, обеспечивал семью Вячеслав. Жена же посвятила свою жизнь дочери и мужу, за которым ухаживала, говорят соседи, как за малым ребенком (Вячеслав давно болен сахарным диабетом).

Тем не менее осенью 2003 года Соловьев, по данным следствия, решил от жены избавиться. Что стало тому причиной, сам Соловьев пояснить толком не смог. На первых допросах он просто сказал, что жена ему «надоела». Почему он не стал с ней просто разводиться, тоже не понятно. Но следствие уверено, что именно на отравление супруги Вячеслава вдохновил голливудский фильм «Настольная книга молодого отравителя». Проштудировав после просмотра несколько фармакологических справочников и покопавшись в Интернете, Соловьев решил, что яд на основе таллия будет идеален. Это вещество, не имеющее ни вкуса, ни запаха, попадая в организм человека, довольно быстро распадается на соли, которые не вызывают подозрений, поскольку обычно присутствуют в организме человека. Кроме того, яд действует медленно -- человек, получивший отравление соединениями таллия, как правило, умирает через 1--3 месяца. Непосредственной причиной смерти при этом являются необратимые поражения внутренних органов, которые при вскрытии без специального исследования обычно можно принять за воспалительные процессы.

Где, когда и у кого именно Вячеслав приобрел яд, следствие выяснить не смогло. В деле указано лишь то, что однажды он смог получить около 400 г сульфата таллия в порошке. Ольга Соловьева умерла 9 декабря 2003-го после того, как на протяжении нескольких месяцев муж добавлял ей в еду отраву. Медики не смогли распознать яд и списали смерть на некие «воспалительные процессы».

Следующей жертвой, по данным следствия, Соловьев наметил своего соседа по лестничной клетке Михаила Сурина, который раздражал его своей привычкой, напившись, засыпать где придется, в том числе на лестнице или в тамбуре их квартир. Окончательно же разозлил Вячеслава сосед после того, как из тамбура пропал его автомобильный аккумулятор (Соловьев решил, что его украл Сурин). По версии обвинения, Соловьев купил банку красной икры и добавил в нее яд, предполагая подсунуть как-нибудь пьяному соседу. Однако Сурин по стечению обстоятельств уехал на несколько дней, и Вячеслав положил банку на время в холодильник. Но там икру нашла его дочь. Вернувшийся с работы отец застал девочку, поедавшую деликатес ложкой.

Настя Соловьева проболела несколько месяцев. Ее переводили из больницы в больницу, но определить причину воспалений медики не смогли и в этот раз. Все это время отец наблюдал за мучениями дочери, но так и не раскрыл врачам причину болезни. Уже после того, когда все стало известно, врачи, по словам следователей, сказали, что если бы они знали об истинной причине болезни девочки, шансы на ее спасение были бы. Настя умерла в августе 2004-го, лишь на несколько месяцев пережив мать, потерю которой сильно переживала.

Квартиру, где жила их семья, Соловьев в скором времени продал. Соседям сказал, что не может там находиться. Вложив деньги в новостройку, он вскоре перебрался жить к другой женщине -- Ирине Астаховой, которая стала его гражданской женой. Однако и здесь идиллия длилась недолго. Почему Вячеслав решил отравить и ее, тоже не понятно, на следствии он не раз менял показания и называл различные причины. Точно установлено только время совершения преступления -- как отметили следователи, о датах и обстоятельствах отравлений (доза яда, куда и как он был добавлен) Соловьев на допросах рассказывал предельно подробно. В апреле 2005 года в квартире Ирины по улице Урицкого Вячеслав подсыпал ей в кофе яд. Женщина скончалась 3 мая 2005 года в больнице №8 города Ярославля. При вскрытии врачи обнаружили необратимое поражение почек и печени. Тогда ее смерть медики списали на укус энцефалитного клеща.

После смерти Ирины Соловьев какое-то время помогал ее 18-летней дочери. Девочка работала на рынке, и он взял над ней что-то вроде шефства. Они вместе ходили на могилу ее матери. Не забывал Вячеслав и про свою первую жену Ольгу и дочь -- так же регулярно ходил на кладбище, ухаживал за могилами. Впрочем, «история отравлений» на этом не закончилась.

В компании «Кипмонтаж», где Соловьев работал инженером по снабжению, он, как установило следствие, в тот период развлекался, подмешивая коллегам в воду или еду некий другой яд. Уже достаточно разбираясь в отравах, Соловьев хорошо знал, как тот или иной препарат может действовать на человека. Некоторые же яды в определенных дозах могут не вызывать у человека смертельного отравления, а действовать как сильное слабительное или рвотное. При ограниченной пропускной способности туалета в конторе это сильно забавляло Соловьева.

Единственным, с кем из коллег Соловьев перешел грань «шутки», стал его приятель Сергей. Чем он вызвал гнев отравителя, осталось не ясно, на допросах Вячеслав на этот счет ничего не пояснял. Установлено лишь, что Сергей два раза попадал в больницу после совместных трапез с Вячеславом -- по версии следствия, тот подсыпал ему яд в солонку. Но то ли дозу не рассчитал, то ли просто Сергею повезло, он выжил. Соловьеву же этот эпизод зачли как покушение на убийство.

Следующей жертвой отравителя, по данным обвинения, стал следователь Дзержинского РУВД Ярославля Валерий Щербаков. Он разбирал дело о драке, в которой участвовал Соловьев. Однажды в кафе после ссоры он в потасовке ударил ножом кавказца. Пострадавший выжил, было не понятно, кто затеял драку и больше виноват, и потому Вячеслава не арестовали, но вызывали на допросы. Как потом признался Соловьев уже следователям прокуратуры, ему просто не понравилось отношение к нему милиционера. Следствие так и не смогло установить, как именно Вячеслав смог подсыпать Валерию Щербакову в чашку с кофе смертельный порошок. Лишь предполагается, что произошло это на одном из допросов. Умер Щербаков в августе 2006 года. Как и раньше, его смерть поначалу списали на естественные причины.

Осенью 2006 года, видимо, уверовав в свою безнаказанность, Соловьев, по данным следствия, решил отравить и свою новую, уже третью по счету гражданскую жену -- Оксану Гурьеву. К тому времени он переехал к ней в квартиру, где жили еще две дочери Оксаны, а также семья ее сестры. Однажды Вячеслав с Оксаной поехали в гости к ее матери, и там он, по данным следствия, добавил яд в графин с водой. Оксана -- тренер по акробатике, перенесла отравление как «тяжелый грипп с серьезными осложнениями», а вот старушку похоронили.

В начале марта 2007 года, как следует из материалов обвинения, Вячеслав подсыпал яд в банку, в которой отстаивала воду для питья семья сестры Оксаны. Зачем он это сделал, тоже не понятно, следствие лишь предполагает, что причиной был бытовой конфликт. Так или иначе, сестра Оксаны, ее муж и их годовалый ребенок оказались в реанимации.

На этот раз врачей заинтересовали странные симптомы, проявившиеся у целой семьи, и были сделаны все анализы. В волосах пострадавших нашли следы таллия. После этого оперативники решили проверить всех их родных и близких, и почти сразу выяснилось, что вокруг Соловьева как-то странно часто умирают люди.

Вячеслава Соловьева задержали в мае 2007 года. На первом же допросе он во всем сознался и «исповедовался» следователю прокуратуры почти семь часов. Экспертизы подтвердили, что во всех эксгумированных телах есть следы таллия (в волосах это вещество может оставаться несколько лет). Поначалу Соловьев отрицал свою причастность лишь к гибели следователя Щербакова. Но после того как ему были предъявлены результаты очередной экспертизы, он признался и в этом убийстве.

Эдуард ЛОМОВЦЕВ