Оператор амбициозного газопроводного
проекта «Северный поток» ищет возможность упростить процедуру согласования в странах Балтии. Вчера зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream AG, которую «Газпром», E.ON и BASF учредили для строительства трубы по дну Балтийского моря из России в Германию, объявила, что отказалась от сооружения сервисной платформы в шведских водах.
Швеция, как известно, не имеет от реализации проекта никаких экономических выгод и высказывает наибольший скепсис в отношении целесообразности морской трубы. Этот шаг Nord Stream AG особо не повлияет на недавно объявленную смету проекта -- 7,4 млрд евро. Затраты на строительство платформы оценивались в 200--300 млн евро, но разработка и использование нового сервисного оборудования (понадобится в отсутствие платформы), по предварительным расчетам, нивелирует экономию.
Платформа позволила бы вывести трубу на поверхность посреди моря и качественно следить за ее состоянием (существовавшие прежде аппараты, исследующие такие объекты в процессе эксплуатации, были рассчитаны максимум на 800 км, в то время как протяженность «Северного потока» превышает 1200 км). Теперь же, как сообщили в Nord Stream, поставщики подтвердили, что они в состоянии поставить внутритрубные аппараты, именуемые pigs (дословно переводится как «свиньи»), способные пройти всю длину газопровода. «Сейчас завершаются технические исследования таких «снарядов». Другие трубопроводные проекты, такие как Franpipe и Langeled, показывают, что проведение внутритрубной диагностики на длинном расстоянии в газопроводах с большим диаметром и давлением возможно, -- говорится в пресс-релизе оператора. -- В связи с дискуссиями и озабоченностью относительно платформы Nord Stream рад, что технологические достижения устраняют потребность в платформе в середине запланированного маршрута трубопровода». Газопровод планируется проложить в эксклюзивной экономической зоне Финляндии, Швеции и Дании, эти страны наряду с Россией и Германией, которые свяжет новый газопровод, должны дать разрешение на строительство после анализа проектной документации и оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС).
Сначала возле шведского острова Готланд Nord Stream собиралась поставить не только сервисную платформу, но и
компрессорную станцию на ней, что могло значительно снизить капитальные затраты. Однако после анализа шведского законодательства выяснилось, что там нет такого понятия, как компрессорная станция. А это сулило дополнительные сложности. В результате в проектной документации, поданной властям Швеции в декабре прошлого года (раньше, чем другим странам-участникам), осталась только платформа. Однако и необитаемая платформа, куда время от времени должны были заезжать сервисные бригады для проведения работ, вызвала в Стокгольме широкие общественно-политические дебаты, в ходе которых высказывались даже такие подозрения в том, что русские могут использовать платформу в разведывательных целях (хотя Nord Stream является международным консорциумом с участием немецких концернов, к которому прошлой осенью присоединилась голландская Gasunie).
По словам собеседника «Времени новостей» в компании-операторе, помимо вероятных общественных претензий, Nord Stream ждали бы дополнительные исследования на предмет безопасности платформы для судоходства, рыболовецкого промысла и экологии. Кроме того, платформа подпадала бы под действие двух шведских законов «О континентальном шельфе» и «Об эксклюзивной экономической зоне». После отказа от ее строительства Стокгольм должен рассматривать запрос на разрешение тянуть трубу только в соответствии с шельфовым законом, который основан на международной конвенции по морскому праву (то есть не запрещает возведение инфраструктурных объектов, если они не наносят существенного вреда экологии моря). Более того, теперь Nord Stream даже не обязан делать специальный доклад по ОВОС для шведского участка, так как законодательство этого не требует. Всем остальным странам будут предоставлены такие национальные отчеты. Соответственно Стокгольм будет принимать участие только в анализе общей оценки воздействия на экологию в трансграничном аспекте, которая готовится по проекту в комплексе.
Газопровод предполагает экспорт 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию по двум ниткам. Первая должна быть введена в строй в конце 2010-го -- начале 2011 года, вторая -- в четвертом квартале 2013 года.