Британский премьер-министр Гордон Браун вчера призвал
«подвести черту» под расследованиями обстоятельств гибели принцессы Дианы. Он сказал, что поддерживает принцев Вильяма и Гарри. Накануне те заявили, что согласны с вынесенным в понедельник вердиктом присяжных, согласно которому катастрофа в парижском туннеле 31 августа 1997 года была убийством по неосторожности, в котором виновны водитель «Мерседеса» Анри Пол и преследовавшие его фотографы-папарацци.
«Я думаю, что после этого вердикта настало время подвести черту под смертью принцессы Дианы, -- сказал Браун, -- принцы Вильям и Гарри высказались от имени всей страны, и пора положить конец всему этому». Премьер также отметил, что полиция и спецслужбы уделили этому делу максимум сил и внимания, а дальнейшие расследования могут отвлечь их от более важной работы.
Нынешний судебный процесс длился более полугода и обошелся британским налогоплательщикам более чем в 10 млн фунтов стерлингов. Единственный человек, который может помешать «подведению черты», -- отец Доди аль-Файеда миллиардер Мухаммад аль-Файед. Все эти годы он утверждал, что гибель Дианы и его сына была результатом тайного заговора королевской семьи: идея убийства якобы принадлежала супругу королевы принцу Филиппу, а осуществили его агенты британской службы безопасности.
Перед началом нынешнего процесса Файед говорил, что примет вердикт присяжных. Однако в понедельник вечером его пресс-секретарь Катерина Витти сообщила «Времени новостей», что владелец знаменитого универмага «Харродс» еще не решил, как он отреагирует на решение Королевского суда. «Господин Файед совещается сейчас с командой своих юристов и объявит о своем решении позже», -- заявила г-жа Витти. Аль-Файед с его неограниченными финансовыми возможностями может не согласиться с приговором и обжаловать его в верховном суде. И в этом случае государству опять придется потратить казенные миллионы на «доказательство очевидного».
Тем не менее решение присяжных стало настоящим сюрпризом. Многие ожидали, что они признают трагедию несчастным случаем и возложат вину за нее на Анри Пола, который вел «Мерседес» с принцессой Дианой и Доди аль-Файедом в нетрезвом состоянии. Однако присяжные признали случившееся убийством по неосторожности, причем вину за него возложили не только на Анри Пола, но и на преследовавших автомобиль фотографов-папарацци -- те слишком настойчиво преследовали «Мерседес», приблизившись к нему на столь опасно малое расстояние, что у водителя не осталось возможности для маневра.
За десять лет, прошедших с момента трагедии, это было уже третье масштабное расследование обстоятельств катастрофы. Первые два (шесть лет этим делом занималась французская полиция и еще два года -- Скотленд-Ярд) пришли к выводу, что катастрофа была несчастным случаем. Они возлагали вину на Анри Пола, исключив причастность к трагедии фотографов-папарацци.
Нынешний вердикт «создает совершенно новую ситуацию», сказал «ВН» юрист Джереми Кейбл, который несколько лет назад участвовал во французском расследовании. Он отметил, что «суд впервые квалифицировал случившееся как убийство, пусть и непреднамеренное. Во-вторых, названы конкретные виновные, а это значит, что решение присяжных может послужить поводом для новых обращений в парижский суд, который при желании волен вернуться к рассмотрению роли папарацци в инциденте».
Впрочем, по мнению экспертов, шансы привлечь к ответственности кого-нибудь из папарацци, преследовавших машину Дианы, ничтожно малы. Вчера представитель французской прокуратуры уже заявил, что его ведомство «не собирается возвращаться к этому делу и заново выносить его на судебное разбирательство».