Казахстан отказался последовать
примеру России, вышедшей из режима санкций против Абхазии. Об этом 7 апреля сообщил журналистам официальный представитель МИД Казахстана Ержан Ашикбаев: «Казахстанская сторона на данном этапе считает преждевременным для себя ставить вопрос о выходе из решения Совета глав государств СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузии» от 19 января 1996 года». «Мы выступаем за уважение суверенитета и территориальной целостности Грузии и выражаем надежду на скорейшее урегулирование ситуации вокруг Абхазии мирным путем на основе компромисса, удовлетворяющего интересы всех сторон -- участниц спора, -- отметил представитель МИД Казахстана. -- Что касается выхода отдельных стран из того или иного решения СНГ, то каждое государство Содружества самостоятельно решает, насколько те или иные решения в рамках СНГ отвечают их интересам».
Заявление казахстанского МИДа стало ответом на официальную ноту, направленную 6 марта МИД России исполкому СНГ, в которой уведомлялось о выходе Москвы из режима ограничений в отношении Абхазии. Этот шаг был мотивирован «устоявшимся в международной практике принципом постепенного смягчения и отмены принудительных мер в случае выполнения их адресатами соответствующих требований международного сообщества». В Москве решили, что Сухуми делает все возможное для урегулирования грузино-абхазского конфликта, а Тбилиси не проявляет столь же конструктивного подхода. «На этом фоне сохранение запретов полностью утрачивает свой смысл и обрекает народ Абхазии на неоправданные лишения», -- указано в ноте.
Нота совпала по времени с необходимостью для российского руководства как-то отреагировать на провозглашенную 17 февраля независимость Косово. Но главное, этот шаг должен был послужить недвусмысленным сигналом в адрес Тбилиси в преддверии саммита НАТО в Бухаресте, где предстояло рассмотрение вопроса о предоставлении Грузии и Украине Плана действий по членству (ПДЧ) в Североатлантическом альянсе. Мол, если это случится, следующим шагом со стороны Москвы может стать признание независимости Абхазии.
Впрочем, уже в те дни такой информированный российский политик, как председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев, выступая в кругу политологов, прямо заявлял -- Москва скорее всего не станет признавать независимый статус Сухуми, поскольку трезвый анализ ситуации показывает, что мало кто последует ее примеру. Парламентарий знал, о чем говорил. Демарш Астаны ясно показывает, что даже ближайший союзник России по СНГ и член Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не собирается идти на поводу у Москвы из опасений испортить свои отношения с Тбилиси.
Ныне Грузия является одним из ключевых объектов казахстанских инвестиций на пространстве СНГ -- как государственных, так и частных. Тбилисская газораспределительная компания «Тбилгаз» перешла под контроль казахстанского «Казтрансгаза». Казахстанский капитал является собственником грузинских телекоммуникационных компаний, частному казахстанскому Тураналембанку принадлежит множество объектов туристической и курортной инфраструктуры Грузии, казахстанские инвесторы контролируют Батумский морской порт. Кроме того, Казахстан рассматривает Грузию как важнейшую транзитную страну, по территории которой проходит нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан, способный стать в будущем одним из важнейших маршрутов экспорта казахстанской нефти на мировые рынки.
Как подчеркнул вчера «Времени новостей» один из высокопоставленных чиновников в руководстве Казахстана, отказ Астаны поддержать решение Москвы выйти из режима санкций против Абхазии соответствует принципиальной позиции, осуждающей сепаратизм. Этот подход, в частности, проявился в осуждении Казахстаном провозглашения независимости Косово, отказе признать независимость Тайваня...
В Тбилиси приветствовали решение Астаны. Министр иностранных дел Грузии Давид Бакрадзе сообщил вчера, что на обращенную к странам СНГ просьбу Грузии не поддерживать режим выхода из санкций в отношении Абхазии откликнулись также Украина и Азербайджан. Министр сообщил, что, по его информации, подобные официальные заявления готовятся сделать еще несколько стран Содружества.