|
|
N°59, 08 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секс, риск и деньги
Бизнесмены и финансисты думают тем же местом, что и донжуаны
Многие подчас склонны считать, что у финансистов и биржевых игроков мозги работают совсем не так, как у обычных людей, работа которых не связана со спекуляциями и счетами. Дескать, получать удовольствие от того, что справа от суммы появился дополнительный нолик, может только человек, скажем так, с не совсем обычным устройством психики. Все-таки непросто признавать, что скруджи макдаки относятся к тому же биологическому виду, что и те из нас, кто свои деньги зарабатывает, а не «делает». И дело тут, видимо, не в самих мозгах, а в их использовании. Ученые попытались исследовать этот вопрос и пришли к неожиданному заключению. Грубо говоря, рискующий на бирже маклер думает тем же местом, что и донжуан, возжелавший соблазнительную красотку.
Возможно, вы удивитесь, но это самое место у мужчин расположено вовсе не между ног, а все-таки в голове. Называется оно «прилежащее ядро» (по-латыни nucleus accumbens). Эта зона головного мозга, видимо, отвечает за риск и связанные с ним реакции. По крайней мере именно в прилежащем ядре возникает повышенная активность, когда человек оказывается перед лицом соблазна. И уже не очень важно, в чем именно заключается этот соблазн -- в рискованной ставке, которая в случае успеха принесет выгоду, в скучающей без мужского внимания красотке или даже в сладких пряниках в буквальном смысле этого слова. И тут уж кому что ближе: один выберет деньги, другой -- секс, третий -- чревоугодие.
Это, конечно, несколько утрированный взгляд на вещи, и специалисты скажут, что все не так просто. Тем не менее группе американских психологов из Стэнфордского университета и нескольких других научных центров удалось наглядно продемонстрировать, что финансовый риск, секс и прочие наслаждения воздействуют на наш мозг весьма сходным образом. Для такой демонстрации пришлось использовать магнитно-резонансную томографию мозга добровольцев.
Несмотря на то что психологи изучали риск, для этих добровольцев эксперимент был скорее приятным, чем опасным. Исследователи -- Брайан Кнутсон и Элиот Уиммер из Стэнфорда, Камелия Кюнен из Северо-Западного университета (Иллинойс) и Петр Винкильман из университета Калифорнии (Сан-Диего) -- показывали 15 подопытным мужчинам эротические картинки. Сканирование мозга, как и ожидалось, показало, что при этом в том самом прилежащем ядре мозга возникает повышенная активность. Однако сразу за сеансом сексуальных фантазий добровольцам предлагалась игра, в которой те могли рискнуть: выиграть или, наоборот, потерять некоторую сумму денег. И тут началось самое интересное: оказалось, что после просмотра эротических картинок люди делали гораздо более рискованные ставки.
Впрочем, как отмечают авторы исследования, суть не в том, что финансовый риск заменяет мужчинам эротику. Скорее дело в том эмоциональном воздействии, которое производит вид сексуальной женщины, считает Брайан Кнутсон. Сексуальное возбуждение влияло на готовность человека рисковать. По его словам, «спусковым крючком» для принятия рискованных финансовых решений может быть не только секс. Ту же роль могут выполнять и другие факторы, вызывающие всплеск положительных эмоций, например шоколад или выигрышный лотерейный билет, сообщает агентство AP.
Заметим, что в данном случае повышенный эмоциональный фон снижает вероятность принятия рациональных решений -- и при эротических, и при финансовых играх. Человек склонен рискнуть, отказаться от разумного выбора и дать волю своей тяге к наслаждениям. Так, в одном из предыдущих исследований Кнутсона и Кюнен было продемонстрировано, как в мозгу игрока, рискующего деньгами, конкурируют две зоны. Одна из них -- передняя островковая доля -- активно работает, когда человек старается избегать риска и делает максимально осторожные ходы. Другая зона -- уже знакомое нам прилежащее ядро -- возбуждалась, когда подопытный доброволец решался рискнуть и сделать шаг, который в случае удачи может принести ему большой приз. При этом ни о какой рациональности речь уже, конечно, не шла.
Любопытно, что все эксперименты психологов проводились на мужчинах. И дело тут не в каком-то сексизме (хотя доля сильного пола среди финансовых воротил и биржевых игроков выше). Мужчины устроены в некотором смысле проще, они предсказуемее женщин. Ученым не составило труда подобрать набор эротических изображений для возбуждения добровольцев. С противоположным полом работать труднее. Камелия Кюнен сообщила AP, что у исследователей возникли сложности с подбором эротики, которая бы эффективно действовала на всех женщин в таком же эксперименте. Тем не менее она считает, что сходная связь эмоционального возбуждения и риска может работать и в головах представительниц слабого пола.
Интересно, что если немножко пофантазировать, то этим исследованиям можно найти и вполне конкретное применение. Ведь то, что работает в лаборатории, должно действовать и в реальном мире. Например, можно представить, что в случае биржевой паники охладить пыл брокеров и инвесторов могла бы успокаивающая музыка, ведь чем ниже эмоциональный уровень, тем менее резкие шаги будет предпринимать человек. Впрочем, в противоположном случае, когда рынок «спит», рекомендованные психологами средства вряд ли смогут помочь -- в силу большой консервативности финансовой сферы. Трудно представить себе торговую площадку, где дозволят демонстрацию «разогревающих» картинок из разряда «детям не рекомендовано». Так что придется ограничиться шоколадками, как и предлагал Брайан Кнутсон.
Владимир ДЗАГУТО