|
|
N°34, 27 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
То, чего не может быть
Выставили в галерее «Новый Эрмитаж»
Среди диковинных существ, родившихся на земле русской, одно достойно особого внимания. Десятилетиями бьются искусствоведы над расшифровкой формулы его ДНК. Все без толку. Гуляет оно себе остервенелым мутантом по выставочным залам и аукционам -- и хоть бы хны. Называется чудище кубофутуризм, и видеть его можно на выставке «Преломление миров» в галерее «Новый Эрмитаж».
Кубофутуризм хоть и один, однако измов в нем два: кубизм и футуризм. Французский кубизм -- это препарирование статичных конструкций, анализ обнаженных мышечных волокон мира. Итальянский футуризм -- это искусство передачи симультанных впечатлений. Живопись звуков и запахов большого города. Как видим, стратегии взаимоисключающие. Смешение их оказалось возможным лишь в России, стране, всегда голосующей сердцем, а не разумом. Чему же все-таки отдают предпочтение наши кубофутуристы: вихрям цветных скоростей или аналитическим дробям? На что жмут -- на тормоз или на газ? Вопрос застрял без ответа. Застрял в позе Тянитолкая. В позе Тянитолкая раскорячилось и само искусство русских кубофутуристов, под пестрым флагом которого можно объединить кого угодно. Так и поступил директор «Нового Эрмитажа» Валерий Дудаков. На стенах работы Петрова-Водкина и Альтмана, Штеренберга и Григорьева, Баранова-Россине и Богомазова, Анненкова и Экстер. Между картинами несколько скульптур Александра Архипенко. Именами и уровнем похвастается не всякий музей. Но ясности в споры о границах и сути кубофутуризма экспозиция не вносит. Скорее наоборот. Поскольку выставка хорошая, а ясности никакой, обозреватель газеты Сергей ХАЧАТУРОВ попросил Валерия ДУДАКОВА провести специальную экскурсию для читателей газеты «Время новостей».
-- Выставка «Преломление миров» -- четвертая из серии «Гении России», представляющей шедевры русского искусства из частных собраний. Цель выставок данной серии все-таки не научная, а просветительская. Нам хотелось прежде всего показать остававшиеся до поры до времени неизвестными шедевры, ввести их в российский и международный контекст.
-- Что, по-вашему, объединяет русских кубофутуристов?
-- Я полагаю, все они прошли хорошую европейскую школу (Мюнхен, Париж). Их творчеству во многом чужд «занос левизны», крайности авангардного эксперимента. Ну и, конечно, основой для сближения служит эстетика кубизма.
-- На выставке представлено более шестидесяти работ из пятнадцати коллекций. По какому принципу осуществлялся отбор?
-- Прежде всего мы хотели вытащить тех мастеров, которые несправедливо забыты сегодня. По моему мнению, топовыми на выставке являются работы Алексея Богомазова. Он начинал совместно с Давидом Бурлюком, Ларионовым, Экстер. Потом стал лидером киевского авангарда. Еще при жизни был удостоен звания «украинский Пикассо». Открытия художника в области живописной динамики повлияли на теории Малевича и Кандинского. Богомазов несправедливо остался в тени своих коллег. Не в последнюю очередь благодаря тому, что украинец. После краха СССР мы успели хорошенько забыть о единой некогда культуре. Теряются связи и имена.
Другой звездой выставки я бы назвал Владимира Баранова-Россине. Он выдающийся, многогранно одаренный художник. Экспериментатор и изобретатель. Соединил в своем творчестве влияния кубизма, орфизма Робера Делоне. Экспериментировал в области пластических конструкций, создал абстрактные скульптуры. Придумал оптофон -- инструмент, вызывающий на экране движущиеся цветные формы во время исполнения музыки. Погиб в концентрационном лагере в 1944 году. Сейчас, кстати, Русский музей готовит его персональную выставку. Есть у нас и работы тех, чьи имена в анналы истории русского искусства вообще пока не вписаны. Среди них Борис Шапошников. Он был художником всего пять лет, затем служил в знаменитом отделе изо Наркомпроса. Стиль его сохранившихся картин очень напоминает Александру Экстер. Другой пример -- Надежда Лермонтова. Прекрасная художница, член знаменитого «Союза молодежи», дальний потомок славной фамилии Лермонт. Ее работ нет и в ГТГ. Все наследие было скуплено у родственников несколькими коллекционерами.
-- Работу художника из лагеря так называемых умеренных авангардистов (пусть они будут называться кубофутуристами) приобрести сегодня легче, нежели творения радикалов?
-- Во всяком случае больше шансов, что вам не подсунут фальшивку. Почему? На то есть две причины. Первая: умеренный авангард лучше изучен, чем разные варианты беспредметничества. Вторая: произведения, соответствующие традиционным критериям мастерства, труднее подделать. Вообще-то рынок авангарда рухнул в 1991 году из-за непомерно высоких цен, обилия фальшаков, угасания интереса к нему со стороны американских и японских аукционных домов. Однако коллекции пополняются. В основном творениями забытых художников. Они поступают от наследников, всплывают на аукционах Западной Европы. Ведь в 60--70-е годы туда было нелегально вывезено множество произведений левого искусства.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ