Время новостей
     N°34, 27 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2002
Персонажи в поисках воплощения
Новую драму будут показывать скопом
В современном российском театре длится скрытое противостояние драматурга и режиссера, которые вот уже почти век не могут поделить почетное место автора театрального произведения. Современный режиссер хочет пьесу красивую, умную, но податливую и послушную. Такова классика: с возрастом ей уже все равно, что бы ни заставляли выражать -- вытерпит. В крайнем случае годится и инсценировка: собственно литературную плоть можно перекроить по личному усмотрению. Современная же пьеса то нехороша собой, то глуповата, то слишком много из себя воображает -- с ней трудно. За последние годы только один драматург добился настоящей славы -- Евгений Гришковец, но зато он сам и ставит собственные тексты, а для верности еще и сам в них играет. Случаи же, когда новую пьесу театр принимает, ставит, не поссорившись при этом с автором насмерть, и из этого получается что-то путное, крайне редки. Но они есть.

Теперь все их соберет фестиваль «Новая драма». С 22 мая по 2 июня в Москве и Нижнем Новгороде будет проходить конкурс спектаклей, поставленных по современным пьесам (написанным в последние десять лет на русском языке). Помимо конкурса фестиваль будут сопровождать показ российских и зарубежных спектаклей по современным иностранным пьесам, а также всякого рода семинары, читки, дискуссии.

Жюри под председательством Олега Табакова определит лауреатов по номинациям «Гран-при» (спектакль), «Новое слово» (пьеса) и «Новое дело» (женская и мужская роль).

В сущности, цель фестиваля -- сфокусировать общественное внимание на ситуации в современном театре и драме и по возможности ответить на вопрос: на чем сегодня строить отношения драматургу и театру. В истории театрального искусства паровозом выступали попеременно то требующий немедленного реформирования сценический язык, то неподдающаяся старым театральным приемам новаторская драматургия. Сегодня, во времена отмененного прогресса и сомнений в поступательности движения, сцена и пьеса равно страдают. В театре, впрочем, как никогда популярно провокационное высказывание Мейерхольда о том, что хорошо поставить можно хоть телефонную книгу, было бы умение. Однако то ли умения маловато, то ли без литературной основы театр действительно хиреет, но умный зритель с таких спектаклей чаще всего бежит. С другой стороны, и драматурги все больше норовят собраться за столом и прочитать свои опусы без всякого режиссерского вмешательства, как бы не доверяя театру добавить нечто свое к фантазиям писателя.

То есть очень актуальное мероприятие придумали учредители фестиваля -- МХАТ имени Чехова, Минкульт России, «Золотая маска» и центр «Документальная драма».

Алена СОЛНЦЕВА