|
|
N°140, 05 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россельхозбанку обрежут крылья
Чтобы стать агентом правительства, ему придется отказаться от филиалов и генлицензии
Пока власть определяется с концепцией реформирования финансовых учреждений с госучастием, в Госдуме начинается обсуждение законопроекта о Россельхозбанке, претендующего на статус монопольного банка-агента правительства в АПК. Сегодняшнее заседание комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, в повестке которого значится этот документ, обещает быть непростым. Профильный комитет настаивает, чтобы в обмен на прописанные в законе эксклюзивные права РСХБ аграрии отказались от своих планов по созданию на его базе многофилиального универсального банка, а также от налоговых и иных льгот для него.
В противном случае, как заявил газете «Время новостей» председатель комитета Александр Шохин, этот законопроект «будет нами выбракован». Очевидно, что на примере прохождения закона о Россельхозбанке станет понятно, как именно правительство будет на практике реализовывать свою концепцию развития кредитных организаций с госучастием.
Законопроект о Россельхозбанке предполагает, что правительству в его капитале принадлежит не менее 50% плюс 1 акция, остальное -- субъектам РФ и другим акционерам, доля каждого из которых не может превышать 5%. При этом РСХБ становится агентом правительства по обслуживанию спецфонда льготного кредитования, лизингового и других бюджетных и внебюджетных фондов, создаваемых для поддержки АПК, и фактически получает монопольное право на реализацию государственной кредитно-денежной, финансовой и платежной политики в агропромышленном комплексе страны. Россельхозбанк получает многочисленные льготы (в частности, эксклюзивное налогообложение и индивидуальные нормативы ЦБ), но может развиваться как обычный универсальный коммерческий банк с филиалами в России и представительствами за рубежом.
«Россельхозбанк получает слишком много эксклюзива, при этом оставаясь универсальным банком с филиальной сетью. Это создает повышенные риски и подавляет конкуренцию на рынке банковских услуг, что совершенно неприемлемо», -- отмечает г-н Шохин. Напомним, что ранее, опасаясь именного этого, банковский комитет решил вообще отклонять специальные законы о банках с госучастием, предполагая принятие общего для них закона или внесение рамочных поправок в действующее законодательство. По словам Шохина, поскольку правительство в своем заключении согласилось с принятием отдельного закона по Россельхозбанку, но «жестко указало на недопустимость каких-либо эксклюзивов как по налогообложению, так и по ряду других параметров, мы готовы рассматривать этот закон на комитете и рекомендовать авторам внести в него ряд изменений».
«Аграрному лобби мы предлагаем выбрать -- либо универсальный банк, либо монополия банка-агента и ограничение отдельных операций. Эксклюзив банки с госучастием должны иметь лишь в обмен на «поражение» в операциях, поэтому о генеральной лицензии РСХБ, привлечении вкладов населения и обширной филиальной сети не может быть и речи», -- заявил Шохин. Он отметил, что в ближайшие дни планируется внести поправки в закон о банках и банковской деятельности, согласно которым кредитные организации с участием государства в лице правительства -- это специализированные государственные кредитные агентства с ограниченной лицензией, не имеющие налоговых и иных льгот и привилегий.
Впрочем, несмотря на заготовленное отрицательное заключение, банковский комитет готов пойти на компромисс. Как сказал г-н Шохин, если сейчас, еще до первого чтения, законопроект о Россельхозбанке будет переписан и в нем «как минимум» будут отражены замечания правительства, комитет «готов его поддержать и обсуждать дальше».
Светлана ПЕТРОВА