Пока Россия лишь готовится к инаугурации, Чечня отмечает ее годовщину: в минувшие выходные
исполнился год президентства Рамзана Кадырова. Днем в субботу спортивная чеченская молодежь устроила праздничный забег по трассе между Аргуном и Грозным, по которой всего несколько лет назад было страшно ездить на машине, не говоря уж о пеших вылазках. Вечернее небо над Гудермесом 365 раз осветилось сполохами салюта. А в понедельник стало известно о том, что мать героя -- Аймани Кадырова -- получила за свои заслуги перед Россией орден Дружбы.
5 апреля 2007 года Рамзан Кадыров приносил присягу на конституции республики, которую потом пришлось задним числом редактировать: к моменту инаугурации в ней еще было написано про всенародные выборы президента, а на самом деле г-на Кадырова утверждал парламент по представлению Владимира Путина.
Напомним, президентом Рамзан Кадыров стал
после досрочной отставки Алу Алханова -- последнего избранного главы Чечни, которому до официального истечения полномочий оставалось еще полтора года. Алу Алханов словно выпал куда-то из новейшей чеченской истории: действующий президент вспомнил лишь о своем отце Ахмат-хаджи, который был президентом перед г-ном Алхановым,
но погиб в результате теракта в момент, когда сыну не было еще 30 лет, и потому он не мог сразу вступить в "права наследования".
«Он видел свою задачу в спасении народа от физического уничтожения, в его сплочении, объединении вокруг идеи национального единства, единства с народами России, в прекращении навсегда войны и искоренении причин, порождающих войны, -- сказал Рамзан Кадыров о своем отце. -- Многие политики и военные были против стремления Ахмата Кадырова добиться амнистии боевикам, но я твердо верил в его правоту. Он хотел вернуть в семьи обманутых молодых людей. Он этого добился. Спасены тысячи жизней российских военнослужащих, которые могли бы стать жертвами вооруженных конфликтов с участниками незаконных вооруженных формирований. В ходе спецопераций войска уничтожили бы тысячи юношей, но это не приблизило бы истинный мир».
Напомним, через процедуру амнистии, как ее понимают федеральный закон, суд и прокуратура, прошли всего около 500 человек, которым простили наиболее легкие составы преступлений. По меткому выражению одного из российских правозащитников, через официальную процедуру мог пройти разве лишь тот, кто во время войны собирал в горах гербарии или варил кашу в лагере. Число же боевиков, сдавшихся «под личные гарантии» отца и сына Кадыровых и перешедших в основной массе на службу в республиканские правоохранительные структуры, еще в 2004 году перевалило через отметку в 7000.
На годовщине инаугурации президент Чечни говорил больше о своем отце, чем о себе, и еще о своих соратниках, согражданах и руководстве страны. «Мы едины, об этом мечтал Ахмат-хаджи. Я могу гордиться всеми вами, ибо никто из вас не стоит в стороне. Каждый делает то, что ему под силу, и если мы так будем работать, я вам гарантирую, что через несколько лет республика станет одной из самых процветающих и привлекательных». Любой, кому чего-то не хватило в устной речи президента, теперь может восполнить пробелы, купив в ближайшем книжном магазине сборник избранных речей и статей Рамзана Кадырова.
«На посту президента Рамзан Кадыров просто продолжал то, что делал, когда был премьером. Но по истечении этого года ясно, что он преуспел и созрел как политик, -- сказал «Времени новостей» чеченский политолог, глава международного комитета по проблемам Северного Кавказа Руслан Кутаев. -- Это уже не тот молодой человек, который попал в незнакомый ему большой город и ходит по нему с широко раскрытыми глазами. Он не стал искушенным мастером интриги, но хорошо ориентируется в ситуации. Важно, что он понимает свою значимость и зависимость Кремля от него. Если в других российских регионах просто принимают к исполнению все, что им спускает Москва, в Чечне Кремлю приходится считаться с мнением Рамзана Кадырова. И еще очень важно, что он говорит сейчас вещи, востребованные людьми, то, что хотят услышать. Его популярность в Чечне стала абсолютно реальной».
Годовщину президентства Рамзана Кадырова почтили своим присутствием советник президента России Асламбек Аслаханов, бывший спикер Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов и представители чеченского бизнеса, среди которых, однако, не было видно фигур первой величины. По некоторым признакам и среди чеченской элиты, и среди представителей федерального центра есть люди, недовольные реальной популярностью г-на Кадырова и зависимостью от него Кремля и полагающие, что смена главы государства в России может открыть новые возможности для смены курса в Чечне. Сам же г-н Кадыров, насколько можно понять, с уверенностью смотрит в свое постинаугурационное будущее.
А вчера, когда фейерверки в Гудермесе уже закончились, свою торжественную дату отметила Софринская бригада оперативного назначения внутренних войск МВД. В понедельник в бригаде был День памяти всех погибших во всех горячих точках. 7 апреля 1991 года в Нагорном Карабахе -- первой горячей точке Кавказа -- она начала отсчет своих боевых потерь. Последней точкой все еще остается Чечня, где одно из подразделений бригады находится по сегодняшний день.