Сбербанк, похоже, намерен уделять больше внимания своей деятельности за рубежом. По словам заместителя председателя правления банка Дениса Бугрова, не исключается инвестирование в иностранный бизнес миллиардов долларов. Международная деятельность Сбербанка уже через пять лет должна приносить не менее 20% прибыли, считает он. Участникам рынка планы руководства Сбербанка показались излишне оптимистичными. По мнению аналитиков, желание банка потратить миллиарды долларов на иностранный бизнес может вызвать не слишком благоприятную реакцию со стороны его инвесторов.
«Мы внимательно смотрим на то, как правильно выстроить политику присутствия Сбербанка за рубежом», -- заявил в минувшую пятницу г-н Бугров, добавив, что банку интересно присутствие в странах СНГ, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и в Китае. По его словам, банк в связи с этим рассматривает различные возможности -- органический рост, открытие представительств и приобретения. В странах Восточной Европы платформой для построения бизнеса могут стать банки, уже работающие в этом регионе. На развитие международной деятельности Сбербанк готов потратить скорее миллиарды долларов, чем миллионы, заявил г-н Бугров. Ведь, как известно, покупка лишь одного банка, имеющего сеть в Восточной Европе, обойдется как минимум в 1 млрд долларов.
У прежнего руководства банка таких амбициозных рубежных планов не было. Прежде Сбербанк интересовали лишь страны СНГ. Сейчас доля его доходов, получаемая от международной деятельности, составляет менее 1%. Через пять лет этот показатель должен вырасти до 20%.
Участники рынка, правда, не столь оптимистичны,
как руководители Сбербанка. По их мнению, нарастить бизнес за рубежом крупнейшему российскому банку, прежде работающему лишь на постсоветском пространстве, вряд ли удастся. «В странах Восточной Европы рынок банковских услуг насыщен значительно больше, чем российский, там на порядок выше конкуренция, чем у нас, -- отмечает аналитик ИК «Ак барс» Полина Лазич. -- Не совсем понятно, каким образом Сбербанк намерен окупить вложения в покупку банка».
То, что за границу будет направлена большая сумма средств, которая могла бы быть использована для развития внутреннего бизнеса, может не понравиться акционерам Сбербанка, полагает г-жа Лазич. Впрочем, пока инвесторы ставят котировки акций банков в зависимость от мирового кризиса ликвидности, а не от внутренних новостей конкретного эмитента.
Отвлечь значительную сумму на международный бизнес -- не слишком хорошая идея еще и потому, что банк стал терять свою долю в России. Например, в прошлом году доля банка на рынке депозитов снизилась на 1,9 процентного пункта -- с 53,4 до 51,5%. В нынешнем году эксперты Агентства по страхованию вкладов не исключают падения доли ниже 50%. «Сбербанк постепенно теряет доли на разных сегментах рынка, -- констатирует г-жа Лазич. -- Безусловно, его руководству есть над чем работать и внутри России. Финансовый институт остается забюрократизированной структурой с низким качеством обслуживания клиентов. И это, кстати, затруднит работу банка за рубежом».
Впрочем, необходимость уделять повышенное внимание внутреннему рынку прекрасно понимают и в Сбербанке. По словам г-на Бугрова, у Сбербанка еще очень большой потенциал развития на российском рынке. Согласно прогнозам до 70% совокупных чистых доходов банковской системы будет приходиться на розничный бизнес. «Мы захотим участвовать в этом процессе, и не акцентировать присутствие на этом рынке нелогично», -- заявил он.
Видимо, руководство Сбербанка в отличие от аналитиков уверено в том, что сможет успешно работать одновременно в обоих направлениях, что в итоге позволит банку через пять лет войти в десятку крупнейших финансовых институтов мира (сейчас у Сбербанка 17-е место по капитализации).
Наблюдательный совет Сбербанка планирует 14 апреля утвердить список кандидатур в новый его состав. Сейчас в совет входят шесть представителей Банка России -- председатель Сергей Игнатьев, первые зампреды Алексей Улюкаев и Георгий Лунтовский, директор сводного экономического департамента Надежда Иванова, главный аудитор Валерий Ткаченко, начальник МГТУ Константин Шор; четыре представителя правительства и администрации президента, которые идут по квоте Центробанка, -- министр финансов Алексей Кудрин, директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, начальник департамента финансов аппарата правительства Антон Дроздов, начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Менеджмент Сбербанка в наблюдательном совете представляют Андрей Казьмин и Алла Алешкина, занимавшие в момент избрания летом прошлого года должности президента -- председателя правления банка и первого зампреда, а также зампред правления Белла Златкис. Кроме того, в совет входит нынешний глава Сбербанка Герман Греф, который был избран, когда занимал пост главы МЭРТ. Миноритарии в наблюдательном совете представлены генеральным партнером UFG Private Equity Fund Борисом Федоровым, главным аналитиком ОПК "Оборонпром" Антоном Даниловым-Данильяном, исполняющим обязанности ректора Академии бюджета и казначейства Минфина Мстиславом Афанасьевым. Все трое входили в предыдущий состав наблюдательного совета. В начале апреля глава Сбербанка г-н Греф заявил, что планирует ввести в наблюдательный совет независимого директора, который займет место г-жи Алешкиной. Но назвать его отказался.