|
|
N°58, 07 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сталин и Мадонна
Телевизионный март прошел под знаком внимания мастеров ТВ к этим двум не последним ньюсмейкерам нашего времени.
1. Мертвому Сталину исполнилось 55. Практически все сколько-нибудь уважающие себя телеканалы отозвались на смерть бывшего вождя хроникально-документальными фильмами о его последних днях.
Чтобы телевизор так смаковал их, как это случилось 5 марта сего года, не было, пожалуй, ни разу за все 55 годовщин его смерти. Все, что мы увидели, было посильнее горьковской «Девушки», не говоря уж о гетевском «Фаусте».
В связи с этим фактом и с тем, сколь горячо иные из наших современников оплакивают душегуба из душегубов, стоит вспомнить несколько строчек из понравившейся товарищу Сталину поэмы «Девушка и Смерть».
«Беспощадною рукой // Люди ближнего убьют.// И хоронят. И поют: // «Со святыми упокой!» // Не пойму я ничего! -- Деспот бьет людей и гонит, // А издохнет -- и его // С той же песенкой хоронят!».
Кстати, о святых. 55 лет назад день в день умер величайший композитор ХХ века Сергей Прокофьев. О нем 55 лет спустя не вспомнил ни один телеканал. Включая телеканал «Культура».
Разговоры о блокировании на государственных каналах неудобной политической информации стали общим местом в либеральных СМИ. Но с неполитической информацией дело обстоит немногим лучше.
Ни на первой, ни на второй кнопке не заметили приезда в Москву Анджея Вайды со своим фильмом «Катынь» и премьерных показов последнего, состоявшихся при большом стечении публики.
2. На «Первом канале» в рамках торжеств по случаю женского праздника показали шоу Мадонны. Оно смотрелось как неудержимый и победительный триумф того, что называется «масскультом». Но не эрзаца массовой культуры. Не контрафакта. А массовой культуры в подлиннике, с экспансией которой, хочешь не хочешь, надо считаться.
Нам бы осознать, что мы живем в сложно-пересеченном пространстве, где язычество, мифология, религия и искусство не просто соседи или враги, но и кровные родичи. Отсюда многие общественные коллизии.
Религия уж сколько веков старается размежеваться с язычеством, и чего только для этого не делала, а все не выходит. И потому Церковь злится на Масскульт, ревнует к Масскульту. В свою очередь массовая культура истово дразнит религиозные институты, чем набивает себе цены на рынке. Мадонна, по ходу шоу распявшая себя на прозрачном кресте, -- самый выразительный тому пример.
Юрий Богомолов, «Российская газета»