|
|
N°34, 27 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Современные недра
Госсовет считает, что ими пора заняться
Мнения о том, пришло ли время государству заняться выработкой новой политики в области недропользования, разошлись во время вчерашнего заседания президиума Государственного Совета кардинально. Как заметил Владимир Путин, правительство считает, что этим заниматься пока «рановато», а он сам думает, что «уже поздно». Члены же рабочей группы во главе с губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Александром Филипенко пытались убедить правительство и президента, что как раз сейчас -- самое время.
Президента им, похоже, убедить удалось -- во всяком случае, заканчивая заседание, он выразил надежду, что президиум «подтолкнул правительство к решению этого вопроса». Насколько это так -- станет ясно в ближайшее время. В правительстве опасаются передела полномочий в сфере недропользования. Выдача лицензий на разработку различных минеральных ресурсов и контроль за исполнением их условий -- дело увлекательное, поэтому занимаются им девять различных министерств, и передел полномочий может привести к склоке в правительстве. Впрочем, губернаторы, а особенно ректор Санкт-Петербургской горной академии Владимир Литвиненко, готовы эту склоку предотвратить. Одним из главных тезисов предложенного рабочей группой проекта государственной политики стало создание специального федерального органа, возглавляемого вице-премьером. Эта новая структура, по замыслу авторов проекта, должна избавить министерства и ведомства от лишней работы, замкнув всю деятельность в области недр на себя.
Надо сказать, что прямая и явная угроза исходила от близкого президенту человека, которому пока не удалось найти приличного места в федеральном центре. Как заявил сам г-н Литвиненко, «должен быть один человек в стране, который персонально координирует этот сектор». Правда, какого человека он имеет в виду, г-н Литвиненко не сказал. Но многие догадались.
Правительство дружно сплотилось перед угрозой с северо-запада. Оказалось, что в Белом доме не намерены лишать регионы права проведения конкурсов на разработку месторождений (конкурс отличается от аукциона тем, что его условия могут быть выработаны под определенного клиента и результаты не зависят от предлагаемой суммы). Более того, оказалось, что правительство всячески поддерживает практику «двух ключей», когда условия разработки месторождения вырабатываются на основе консенсуса между региональными и федеральными властями. После этого губернаторы решили, что специальная недроструктура не так уж и нужна. В итоге все остались довольны.
Что же касается собственно проблемы недропользования, то о ней как-то забыли. Сказали, конечно, дежурные слова о том, что из 54 тысяч лицензий реально используется менее половины, что геологоразведка практически не ведется, а в результате этого объемы разведанных запасов постепенно сокращаются. Впрочем, по сравнению с большой политикой все это не так важно.
Владимир ШПАК