В Гавану в эти дни приехало много бизнесменов и чиновников из России, пожалуй, такого десанта россиян не было с советских времен. Они приняли участие в восьмом заседании российско-кубинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Обе стороны пришли к выводу, что оно стало самым успешным за все постсоветские годы. Сразу после него кубинские власти наградили российского посла на Кубе Андрея Дмитриева высоким орденом "Солидарности". Местные обозреватели говорят сейчас о "прорыве в двусторонних деловых отношениях". Такой же точки зрения придерживаются и сопредседатели комиссии -- министр правительства Кубы Рикардо Кабрисас и министр транспорта России Игорь Левитин.
Российского гостя приняли председатель Госсовета (президент) и правительства
Рауль Кастро и глава МИДа Фелипе Перес Роке. На встрече с Кастро, которому российский министр передал теплое дружественное послание от президента Владимира Путина, впервые за многие годы прозвучали слова о «стратегическом партнерстве и традиционных дружественных отношениях двух стран».
Итогом заседания комиссии стало подписание трех основных документов -- соглашений о сотрудничестве в области гражданской авиации, метрологии (наука об измерениях) и меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области транспорта. Следующая встреча пройдет в Москве в 2009 году.
Игорь Левитин среди наиболее перспективных областей сотрудничества назвал туризм, транспорт и энергетику: «Хорошо, что на Кубе развивается туризм, но без инфраструктуры успешного развития не получится». Гость призвал к созданию совместных предприятий и в этих областях, и в сфере высоких технологий.
Кубинский сопредседатель Рикардо Кабрисас напомнил, что в 2007 году товарооборот наших стран дошел до 350 млн долл., и Россия заняла десятое место среди торговых партнеров Кубы и пятое -- среди европейских стран. Среди достижений кубинцы называют и то, что их страна избежала изоляции, вышла из экономического кризиса и не скатилась к открытой конфронтации с США. Сегодня одной из задач названо обеспечение топливной и продовольственной безопасности Острова свободы.
По данным межправительственной комиссии, после предоставления Кубе в 2006 году российского кредита в 355 млн долл. было подписано 45 контрактов на 140,1 млн долл., из которых почти половина финансировались в счет этого кредита. Но реально поставки пошли пока лишь по пяти контрактам -- на 45 млн долл. Они включили 200 «длинных» автобусов «ЛиАЗ», 203 грузовика «КамАЗ», 86 лифтов, 106 автомобилей малой грузоподъемности, шины и камеры.
Недавно Россия продала Кубе на кредитной основе шесть пассажирских и грузовых авиалайнеров «Ил-96» и «Ту-204», после чего кубинцы заказали еще 14 гражданских самолетов различных российских фирм. Это, надо думать, первые ласточки, за которыми последуют более крупные поставки машин и оборудования. «Мы уже начинаем подготовку к девятому заседанию межправительственной комиссии, которое вместит в себя еще больше направлений для заключения конкретных контрактов, -- сказал «Времени новостей» министр Игорь Левитин. -- На новом этапе дружбы и сотрудничества Россия и Куба должны набрать более энергичный темп».
Не обошлось и без откровенной, дружеской критики со стороны Гаваны. Прежде всего за бюрократические препоны и нерасторопность россиян. Например, межправительственное соглашение предусматривает, что ответ на заявки партнера будет даваться в течение 30 рабочих дней. Но кубинцы ждут решения вопроса от 60 до 135 дней, а то и больше. В брошюрке, распространенной кубинцами на заседании, говорилось: «Процесс утверждения российскими организациями идет медленно. Это приводило к критическим ситуациям в различных отраслях кубинской экономики, поскольку поставки задерживались, а заменить их было нельзя». Кубинцы пожаловались, что сбои были с лифтами, автобусами, деталями для модернизации транспортных средств и замены в них двигателей. А также с оборудованием для линий передачи и электрических подстанций.